Закон о дезинформации. Останутся только боты Зеленского?

3 февраля 2020, 15:00

Что такое ботрум и как работает. На примере фейсбук-активности президента Украины

12−14 часов в день я нахожусь в информационном поле. Меня не интересуют новости, вернее они вторичны. Я смотрю на потоки — что и как разгоняется. Из этого считываю реальную повестку дня — реальные новости.

Видео дня

Это профессиональная деформация. Почти 20 лет я занималась манипуляцией общественным мнением. За это время количество манипуляций выросло в геометрической прогрессии, а наносимый ими урон стал катастрофическим для Украины. Я вышла из индустрии и хочу показать как она вредит людям.

Сейчас обсуждается проект закона о дезинформации. Но все дискуссии преимущественно в контексте СМИ. За кадром остается вопрос ботрумов и предусмотренная за них криминальная ответственность. Ботрум — это совокупность искусственных аккаунтов (ботов), программ для их заведения и работы, людей, которые ими управляют.

С помощью Facebook в последние годы можно эффективно прогнозировать тренды общественных мнений. Возьмем простой кейс. У политика всенародная поддержка, процентов этак 43%. Многие люди за него реально проголосовали. Политик приходит к власти и делает неоднозначные шаги.

Запускается цепочка. Уверенность тех, кто был «против» растет, как и громкость их гнева. Уверенность тех, кто был «за» падает — как и громкость их поддержки. Где все это слышно/видно? Конечно, в социальных сетях, где есть возможность двустороннего высказывания.

Социология этого может ещё не показывать, а вот боты показывают. Команда политика — наиболее проинформирована. Ей нужно поддерживать боевой дух у «одного из самых влиятельных людей в мире» и уверять окружающих что это именно так. Потому они создают искусственную картинку.

Увидеть это очень просто. Выставляете себе приоритет в показе для двух страниц — Владимира Зеленского и Марка Цукерберга. Вы будете видеть их посты в первые минуты после публикации. Сравните увиденную вовлеченность под ними (количество лайков, перепостов, комментариев). Странный феномен — Владимир не сильно отстает от Марка, даже в первые минуты, несмотря на различие аудиторий в 100 раз.

FB-страницы
Фото: FB-страницы

Для чистоты эксперимента, посты взяты одного типа и в недалеком временном отдалении друг от друга (чтобы алгоритм не поменял существенно выдачу) — Зеленского от 03.10.2019, Цукерберга от 25.09.2019. Аудитория страницы Зеленского в районе 1М+, Марка Цукерберга — 100М+.

Предположим, что это случайность. Продолжите наблюдение на следующих постах в реальном времени и добавите в копилку второй интересный факт — почти одинаковую динамику под одним и тем же постом на странице Зеленского и Офиса Президента. И не только динамику, но и показатели.

FB-страницы
Фото: FB-страницы
FB-страницы
Фото: FB-страницы

В Facebook приоритет в показе поста (а значит в наборе аудитории / вовлеченности) — у личных страниц (Зеленский). У пабликов (Офис президента) — приоритет ниже. Так Fb подталкивает паблики и бизнес-страницы заказывать у него рекламу. По данным Facebook Ads Library паблик ОП не проводил в январе 2020 рекламных кампаний. Но даже если ОП заказал бы рекламу поста, то она никак бы не успела дать такие результаты. Особенно синхронные и еще в первый час после публикации.

И еще. 33% всех действий (лайки, комментарии, репосты) и под постом Зеленского, и под постом ОП одинаково были сделаны в первый час. Все совпало вплоть до процента.

Интересно почему? Открываем и смотрим кто же взаимодействует с ними. Тут интрига минимальная — вовлеченность кишит ботами. Нет, люди там, конечно, тоже есть. Но я активно наблюдаю за страницами Зеленского и ОП и четко вижу, что количество реальных людей уменьшается. А удельный вес ботов наоборот растет.

Вот типичная картинка тех, кто лайкнул пост.

FB-страница
Фото: FB-страница
FB-страница
Фото: FB-страница

Вот пример комментаторов:

FB-страница
Фото: FB-страница
FB-страница
Фото: FB-страница

Для того, чтобы проверить все вышеперечисленное и найти свои подтверждения и «интересные примеры», не нужно владеть специальными навыками или волшебными программами. Нужно просто задаться целью и посмотреть.

А теперь вернемся к закону о дезинформации с криминальной ответственностью за ботрумы. Правильно ли будет тогда читать его так — в стране должен остаться только один ботрум, остальным тут не место? Ну или мы реально верим в то, что «он не виноват, это все происки конкурентов».

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X