Страх и ненависть в медзакупках. Тендерные комитеты времен Януковича возвращаются

6 мая 2020, 09:40

Наглядный экзамен систем медицинских закупок идет прямо сейчас в связи с пандемией COVID-19. К большому сожалению, сдали этот экзамен не все страны. Справилась ли Украина?

Я хотел бы окунуться в историю вопроса, чтобы читатели понимали, как было раньше, к чему мы стремились прийти и совпадает ли стремление с реальностью.

До 2014 года Минздрав закупал лекарства через собственный тендерный комитет. Это было довольно удобно. Удобно для тогдашних руководителей МЗ. Они сами планировали что покупать, по каким критериям осуществлять отбор и принимали окончательное решение. В такой системе руководство министерства единолично контролировало многомиллиардный рынок закупок.

Видео дня

Справка: в 2020 году бюджет на закупки лекарственных средств и медицинского оборудования составляет 9,7 млрд грн.

После Революции Достоинства закупки решили передать международным организациям. И мы сразу увидели экономию в десятки процентов, а в некоторых случаях и в разы. В среднем цены на лекарства упали на 40%. Неплохая экономия из нескольких миллиардов гривен?

Но международные закупочные организации берут комиссию за свои услуги, а также имеют собственные стандарты проведения закупок и собственные процедуры. Поэтому их тендеры вы не увидите на Prozorro. Зрады в этом нет, ведь это международная практика.

После Революции Достоинства закупки решили передать международным организациям. В среднем цены на лекарства упали на 40%

Вместе с этим, логичным кажется создать собственную закупочную организацию, которая могла бы закупать лекарства и оборудование для украинских заказчиков и делать это публично через Prozorro. С этой целью Кабинет Министров Украины принял постановление 1216 от 27 декабря 2018 «Об особенностях создания и деятельности централизованных организаций». Такой организацией должна была стать ГП «Медицинские закупки Украины». Она должна была бы проводить закупки для большого количества государственных заказчиков, объединять их заказ, искать наиболее выгодную цену и делать это публично.

Произошло не так как хотелось, и до сих пор в Украине отсутствует централизованная закупочная организация (ЦЗО), которая отвечала бы за медицинские товары и лекарства. ГП «Медицинские закупки Украины» уже больше года не может получить статус ЦЗО. Только в конце апреля команде ГП поручили осуществить одну закупку защитных костюмов для врачей, но уже через несколько дней с момента поручения между Минздравом и ГП вспыхнул публичный скандал.

Если коротко, то ГП объявило закупку одноразовых костюмов биологической защиты, выбрало победителя и заключило с ним договор. МЗ со своей стороны заявило, что товар не является сертифицированным, врачам не подходит и поэтому министерство проведет собственную закупку. Провели. Правда, получилось вдвое дороже, чем в ГП (488 против 242 грн) и соответственно меньше партия, а еще и задержка с поставкой на неопределенный срок (да, костюмы мы до сих пор не получили).

4 мая на внеочередном заседании Правительство одобрило ослабление карантина с 12 мая. А мы все еще не получили ни одного костюма биологической защиты — ни от Минздрава, ни от ГП. Но не только это является проблемой.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Этим кейсом Минздрав создал опасный прецедент, ведь ведомство осуществило закупку самостоятельно. Это возвращает нас во времена тендерных комитетов Януковича. Когда МЗ и определял политику с необходимостью, и занимался закупками, а цены, как мы помним, в среднем были выше на 40%. От 9,7 млрд грн это почти 4 млрд грн, которые могут пойти не по целевому назначению. А могут и не пойти. Вот что бывает при деградации институтов.

Я мог бы еще долго описывать ситуацию, в которой оказались министерство и ГП. Делать выводы кто из них не прав. И я думаю, что очевидно одно — у нас существует системная проблема с медицинскими закупками. И уже сейчас эта проблема может привести к вполне реальным смертям.

Вполне очевидно, что медицинское ЦЗО с одной стороны должно быть независимым, а с другой — подотчетным. В связи с этим возьму на себя смелость предложить несколько шагов, которые могли бы улучшить ситуацию, сложившуюся на данный момент:

 — создать наблюдательный совет при ГП «Медицинские закупки Украины». Именно этот орган должен обеспечить подотчетность организации и осуществлять контроль над хозяйственными операциями ГП. Конечно, данные в Prozorro также должны быть доступны для всех;

 — инициировать процедуру ежегодного аудита международными компаниями этого ГП с опубликованием выводов аудиторов;

 — рассмотреть вариант подчинения ГП Кабинету Министров Украины во избежание конфликтов с policy maker (МЗ) в дальнейшем;

У нас существует системная проблема с медицинскими закупками. И уже сейчас эта проблема может привести к вполне реальным смертям.

 — и конечно, срочно инициировать подачу документов о присвоении статуса ЦЗО ГП «Медицинские закупки Украины». Я вообще считаю большим кризисом управления если мы больше года не можем создать организацию для закупки лекарств и медицинских изделий. И здесь несомненная вина Минздрава. Министерство должно не только формально подать документы на Кабмин, но и активно лоббировать этот вопрос и публично отчитываться о его прохождении. Насколько мне известно, по состоянию на 4 мая 2020 пакет документов находится на подписи у заместителя Министра здравоохранения Светланы Шаталовой.

Сейчас нам всем стоит помнить, что речь должна идти не о конфликте персоналий в Минздраве и ГП, а о принципах работы. И здесь все просто: тендерный комитет под прямым влиянием Минздрава — это плохо и пройденный этап, независимое ЦЗО с наблюдательным советом — это хорошо и очередная гармонизация подзаконных актов с законодательством ЕС.

Показать ещё новости
Радіо NV
X