Заработает ли корпоративное управление в госбанках

17 августа 2018, 14:30

Наведение порядка в секторе государственных банков и остановка оттока средств в карманы коррупционеров крайне важно для международных доноров, которые не хотят, чтобы Украина вечно зависела от их кредитов.

Вчера появилась хорошая новость: Всемирный банк готовит для Украины гарантийную операцию на $650 млн.

Эта гарантия – важный элемент стратегии прохождения этого периода пиковых долговых выплат. Стратегия заключается в том, чтобы путем привлечения транша МВФ в резервы НБУ (МВФ обычно не финансирует напрямую государственный бюджет) обеспечить надежный доступ Украины к мировым рынкам капитала и привлечь около $2 млрд официального финансирования от ЕС и Всемирного банка, таким образом перекрыв долговые выплаты, по меньшей мере до конца 2019 года. Учитывая довольно плохую для развивающихся стран ситуацию на мировых рынках, максимально полное вовлечение официальных средств (которые еще и значительно дешевле частных) является ключевым элементом в этой стратегии.

Видео дня

Именно поэтому так важно получить средства Всемирного банка – но для этого необходимо выполнить определенные предпосылки. Первая из них – получение транша МВФ – является в принципе предпосылкой успешного прохождения периода долговых выплат и сохранения макроэкономической стабильности. Но конкретно для получения средств от Всемирного банка не менее важна и вторая – вступление в силу нового закона о корпоративном управлении в государственных банках, уже месяц назад проголосованного Верховной Радой под номером 8331д.

За последние 10 лет в поддержку государственных банков государством было потрачено около $10 млрд (примерно 10% от нынешнего ВВП Украины) украинских налогоплательщиков. Причины понятны и, к сожалению, типичны для нереформированной постсоветской экономики – политики использовали государственные банки в собственных частных целях, назначая в них свое руководство, которое затем давало средства для бизнесов, связанных с этими политиками. Средства, как правило, не возвращали, разницу покрывал налогоплательщик – такая типичная украинская коррупционная схема на полтора шага, с макроэкономическими последствиями.

Понятно, что наведение минимального порядка в секторе государственных банков и остановка оттока средств на миллиарды долларов в карманы коррупционеров крайне важно для международных доноров, которые не хотят, чтобы Украина вечно зависела от их кредитов. Именно поэтому Всемирный банк и включил в свои условия введение в государственных банках современной системы корпоративного управления – с независимыми наблюдательными советами, которые бы сделали невозможным политическое вмешательство в работу банков и тем самым отсекли бы возможность для коррупции.

Именно этот механизм независимых наблюдательных советов и вводит законопроект 8331д, проголосованный парламентом. Однако, есть определенная проблема – уже месяц он находится на подписи у Президента, при том, что закон предусматривает на эту процедуру (подпись или вето) две недели. И есть опасения, что законопроект может быть ветирован – из-за разного количества членов, делегированных различными органами власти в номинационный комитет, который должен набрать членов независимых наблюдательных советов (три от Кабмина, по одному от Президента и Парламента).

Конечно, такое распределение противоречит традиционной украинской политической логике, в которой все должности делятся по квотам (и потом, как правило, используются в коррупционных целях), однако он не является проблемой в случае привлечения к номинационного комитета представителей тех же международных доноров. Это уже сделано в рамках номинационного комитета по назначению членов наблюдательных советов на государственных предприятиях, работающий на базе Секретариата Кабмина – логично использовать подобный механизм и для госбанков. Присутствие представителей доноров исключает политизированные назначения – соответственно, и квотное распределение состава номинационного комитета теряет всякий смысл.

Учитывая то, как сложно в течение почти двух лет проводился через Парламент законопроект о новой системе корпоративного управления в государственных банках, ветирование его очень небезопасно и может привести к тому, что ключевое условие Всемирного банка не будет выполнено. В этом случае Украина не получит дешевого финансирования – и успешное прохождение периода пиковых долговых выплат окажется под угрозой.

Текст колонки взят в Facebook c разрешения автора. Оригинал текста смотрите здесь.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X