Чек в смартфоне. Какому бизнесу подойдет программное РРО

30 июля 2020, 08:30

С 1 августа в Украине запускают облачные регистраторы расчетных операций. Для кого они предназначены и чем интересны?

19 апреля должен был полностью вступить в силу закон № 128-IX, который позволил бы использовать программные РРО как альтернативу физическим. Но депутаты сдвинули запуск нововведения и установили новую дату — 1 августа. Согласно документу, программным (облачным) РРО может считаться любой комплекс, который регистрирует расчетные операции и количество проданного товара — вне зависимости от используемого устройства. То есть, теперь транзакции можно будет фиксировать даже со смартфона.

Видео дня

Запуск облачных регистраторов связан с новой волной фискализации, первый этап которой (также после переноса) стартует в январе 2021 года, а второй — в апреле. Любой бизнес на едином налоге (кроме первой группы) с оборотом менее 1 млн грн уже с начала следующего года должен будет использовать РРО. Программные регистраторы позиционируются как упрощенный способ выхода из тени.

Для владельцев физических РРО ничего не изменится

Сейчас классические регистраторы — кнопочные кассовые аппараты или фискальные принтеры — использует бизнес с годовым оборотом в 1 млн грн и выше, а также бизнес, торгующий подакцизными товарами. По закону, облачные РРО выступают альтернативой физическим, но не заменяют их — то есть, при наличии кассы, переходить на них не обязательно.

Соответственно, с 1 августа для бизнеса, который уже использует железные РРО, глобально ничего не меняется — он может и дальше использовать устройства и не задумываться о замене.

Целевая аудитория — малый и средний бизнес

А вот кому стоит обратить внимание на программные РРО, так это малому и среднему бизнесу, который еще не фискализирован. Облачные регистраторы позиционируются как более простой способ соответствовать будущим законодательным требованиям. Давайте разбираться, как оно на деле.

Стоимость. Классические РРО требуют внушительных инвестиций. Одно устройство стоит сейчас в среднем 7 тыс. грн, его опломбирование и введение в эксплуатацию — 1 500 грн, а обслуживание — минимум 250−300 грн в месяц. Если бизнесу нужно установить несколько физических регистраторов, сумма становится значительной.

С другой стороны, вместе с новыми фискальными правилами Государственная налоговая служба (ГНС) анонсировала проект «пРРосто». Это — бесплатное приложение, которое выполняет функции программного РРО: регистрирует операции и отправляет данные в ГНС. Для использования «пРРосто» нужно электронное устройство — например, планшет, который можно купить за 2 тыс. грн.

Приложение работает на серверах налоговой, которая предлагает открытое API. Это значит, что программное РРО может создать любой желающий и подключить его к государственному «облаку». Уже сейчас на рынке есть системы автоматизации заведений и магазинов, которые интегрированы с серверами налоговой и предлагают дополнительные возможности для оптимизации бизнеса за несколько сотен гривен в месяц.

Любой бизнес на едином налоге (кроме первой группы) с оборотом менее 1 млн грн уже с начала следующего года должен будет использовать РРО

Сроки подключения. Чтобы начать использовать физический РРО, нужно проделать ряд действий: заключить договор с Центром сервисного обслуживания, настроить и опломбировать устройство, а также получить свидетельство о регистрации от налоговиков. Все это в среднем занимает около пяти рабочих дней.

Регистрация того же «пРРосто» проходит в онлайне и занимает несколько часов — нужно скачать приложение и зарегистрировать предприятие. Если говорить о сторонних системах автоматизации, то, регистрироваться тоже не сложно. Например, в системе автоматизации для кафе и ресторанов Poster интеграция с облаком налоговой проходит так: пользователю нужно выбрать соответствующий пункт в админпанели сервиса и загрузить ключи электронной цифровой подписи (ЭЦП) в систему.

Дополнительные возможности. Фискализация займет время и силы в любом случае. Но если подойти к этому вопросу правильно, то можно не только «подогнать» свой бизнес к новым законодательным требованиям, но также усовершенствовать процессы. Есть системы автоматизации для заведений и магазинов, которые помимо интеграции с облачной системой ГНС, помогают предпринимателям с инвентаризацией, мониторингом оплаты, контролем остатков продукции.

По данным Poster, сейчас больше половины нефискализированного малого бизнеса в сфере HoReCa — включая маленькие кофейни и точки с фаст-фудом на вынос — до сих пор ведут учет продаж в Excel или «на листочке». Такие заведения могут использовать законодательные требования, как возможность для апгрейда, подключив сторонние системы автоматизации.

Они помогут с мониторингом продаж, управлением системой лояльности, взаимодействии с клиентами. Такие системы — хороший инструмент для борьбы с воровством: они отслеживают подозрительные транзакции, а также позволяют проверять остатки продукции на складе. Некоторые системы автоматизации предлагают полноценную аналитику — например, подсказки о нехватке товара. Скажем, если в кофейне заканчивается молоко, то система заранее напомнит о необходимости закупки.

Но есть и свои нюансы

Важно понимать, что вряд ли сервис «пРРосто» и облако налоговой с момента запуска заработают должным образом. В самой Налоговой службе подчеркивают, что разработка пока находится на стадии тестирования и будет дорабатываться. Поэтому надежнее всего подождать первые пару месяцев, пока не будут исправлены критические ошибки.

За это время можно будет также прояснить непонятные моменты, связанные с новинкой. Например, сейчас неизвестно, как с точки зрения закона правильно отправлять электронный чек клиенту без устройства. До недавнего времени был также непонятным момент с использованием квалифицированной электронной подписи (КЕП). В новых положениях прописали, что ее нужно хранить на защищенном устройстве — например, флешке — и использовать для подписи транзакций. А это полностью противоречит идее программных РРО.

Сейчас это положение отменили: вместо квалифицированная подписи достаточно использовать электронную печать, которой не нужно защищенное хранилище. Но подобные несостыковки еще могут всплывать, и на решение всех нюансов понадобится время.

К новым законодательным требованиям можно относиться по-разному, но чтобы работать легально, РРО установить все же придется. И программные решения выглядят хорошим вариантом для малого и среднего бизнеса. Облачные сервисы не только ускорят процесс фискализации и сократят на него расходы, но и позволят подключить более продвинутое ПО для учета и аналитики. А это — уже не просто вынужденный комплаенс-контроль, а полноценная инвестиция в развитие бизнеса.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X