Запрет российских соцсетей: как он отразится на украинском PR-бизнесе?

16 мая 2020, 14:00

Многие не верили, что президент Зеленский продолжит действие санкций против физических и юридических лиц, список которых утвердил его предшественник. Но за день до пропасти документ всё же увидел свет

Радость от прочтения документа смешана со слезами на глазах: на пока ещё неизвестный срок заблокированы российские социальные сети «Одноклассники» и «Вконтакте», однако из санкционного списка вычеркнуты такие разработчики программного обеспечения, как «Парус», «Сапран» и «Гисинфо», а также ряд офшорных структур и физические лица, так или иначе сотрудничавшие с «Л/ДНР».

Видео дня

Как повлияет запрет «Вконтакте» и «Одноклассников» на украинский коммуникационный рынок?

Когда в 2017 году Петр Порошенко ввёл в действие первый список, государство в лице СНБО и затем президента вошло в комнату, где сидели пиарщики, как их старший брат. И этому было очень серьёзное обоснование: и «Вконтакте», и «Одноклассники» сыграли значительную роль в подготовке и реализации сначала российской аннексии Крыма, а затем и российско-украинской войны на востоке страны. Именно «Вконтакте» стало площадкой для рекрутинга боевиков и сбора помощи.

Обе соцсети контентно были антиукраинскими и, поскольку имели российские корни, пресекали попытки украинцев давать альтернативную картинку мира.

Мало что поменялось (но это не точно)

Украинский бизнес, который почему-то считал себя «вне политики», решение СНБО воспринял как очередное вредительское регулирование (ведь из Киева, Одессы и Львова до фронта было далеко).

Как деньги идут за пациентом, так и PR-фирмы отправились за своими аудиториями в Facebook, оставив за спиной российские социальные сети

Одновременно президентский запрет российских онлайн-площадок усложнил, но не обрезал, доступ к ним: VPN-софт сразу пришёл на помощь к тем PR-компаниям, для которых доступ ко «Вконтакте» (и в меньшей степени к «Одноклассникам» по причине специфических социально-демографических характеристик его пользователей) был критически важен для коммуникации в России, Беларуси, Молдове (где «Одноклассники» превалируют), Казахстане и среднеазиатских республиках.

Опять же, пользуясь VPN, пиарщики обходили запрет, поскольку в тех странах Facebook и Twitter не были, как это мягче сказать, популярными.

И если на «внешних» рубежах потери PR-инструментария были минимальными, то в Украине всё было иначе. Подростки и люди в зрелом возрасте — ключевые аудитории для «Вконтакте» и «Одноклассники» соответственно — воспринимали VPN как лишнее (читай: нежелательное) телодвижение, в 2017 году ещё возвращались в свои digital «родные гавани» для общения с друзьями и/или родственниками, но позднее утомились и перешли в Instagram или Facebook. Чем вызвали, как мы помним, плач Facebook-пуристов о том, что «Одноклассники» захватили «галактику Цукерберга» (хотя это чисто американский подход — использовать Facebook для личной жизни, а LinkedIn и Twitter — для рабочих вопросов).

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Результат: как деньги идут за пациентом, так и PR-фирмы отправились за своими аудиториями в Facebook, оставив за спиной российские социальные сети. По данным PlusOne, по состоянию на март 2020-го в Украине насчитывалось около 14 млн пользователей Facebook, 11.5 млн пользователей Instagram. Для сравнения: в августе 2018-го Facebook’ом пользовалось 12 млн, Instagram’ом — лишь 9. Тенденция роста Facebook лишь укрепляется: на данный момент соцсеть считает, что может показать рекламу максимум 15 млн человек.

Что дальше

Майская прологнация запрета «Вконтакте» и его одноклассного аналога лишь закрепит эту тенденцию.

Коммуникационщики, которые не обслуживают клиентов из РФ и других стран СНГ, уже постепенно забывают о существовании упомянутых выше соцсетей, тем более на волне неподдельного (но явно временного) восхищения Telegram’ом, TikTok и их преимуществами.

Кроме того, об «Одноклассниках» и «Вконтакте» постепенно забудут и те их «спящие» пользователи, которые бы вернулись назад, если бы им на блюдечке с голубой каёмочкой положили стандартный доступ без VPN. Нынешний запрет лишит их этой возможности, тем самым приучив их к Facebook, Telegram, Tik-Tok и его амбициозным аналогам.

По данным PlusOne на декабрь 2019 года, 22% украинцев раз в месяц заходили во «Вконтакте» (в декабре 2018-го этот показатель достигал 30%), а в «Одноклассники» — уже 15% против 18%.

Итого: через три года, когда, вероятно, встанет вопрос о продлении санкций, голосов в пользу открытия российских соцсетей в Украине станет гораздо меньше.

А что коммуникационный рынок? Опять же, прогноз касается тех PR-агентств, которые не работают на рынках стран СНГ. В ближайшие три года они увидят две отчётливые тенденции: продолжающийся исход аудиторий из обеих соцсетей и появление новых онлайн-площадок, с которыми нужно знакомиться и осваивать (несвежий пример — Telegram, свежий — TikTok). В каком-то смысле это цивилизационное решение быть в общемировом коммуникационном мейнстриме.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X