Записки экономиста. Как работает поведенческая экономика?

20 февраля, 14:30
1041
Цей матеріал також доступний українською

Раньше экономисты предполагали, что человек всегда действует рационально  выбирает лучшую для себя альтернативу, используя всю имеющуюся информацию. Но в реальности все не так

Погода или настроение тоже влияют на наши решения и делают их нерациональными. Поведенческая экономика учитывает это и «позволяет» человеку ставить превыше всего нерациональные предпочтения, нерациональные убеждения и в конечном итоге принимать решение нерационально. 

Абонемент в спортзал, или Почему наши предпочтения нерациональные 

Представьте, вы приобрели годовой абонемент в спортзал и твердо решили тренироваться каждую неделю. Однако спустя несколько месяцев оказалось, что зал вы фактически не посещаете. Почему так произошло? Это означает, что ваши предпочтения нерациональные.

С одной стороны, вы все еще хотите вести здоровый образ жизни и понимаете, что тренировки принесут вам существенные долгосрочные преимущества, но с другой  вас одолевает соблазн остаться дома. Традиционная экономическая теория не может объяснить такие парадоксы, когда человек хочет сделать что-то одно, но делает совершенно другое, однако примеры подобных ситуаций встречаются повсеместно. Люди хотят бросить курить, но не делают этого. Студенты хотят закончить выполнять задание раньше, но откладывают до последнего момента.

Предлагает ли поведенческая экономика какое-либо решение этой проблемы? Все очень просто. Необходимо заранее понимать и предусмотреть, что в будущем вы можете отказаться от своих предыдущих планов. Если бы вы знали, что завтра проснетесь сразу с будильником, на следующее утро у вас может возникнуть соблазн поспать еще дополнительные пять минут. Если вы осознаете это, вы можете ограничить свой выбор в будущем, дабы стимулировать желаемое для вас поведение. На этих принципах создано приложение-будильник, который переводит деньги со счета владельца на счет благотворительной организации «Вернись живым», если будильник не был отключен определенное время.

Билет на самолет, или Почему наши убеждения нерациональные

Традиционная экономическая теория предполагает, что люди правильно интерпретируют полученную информацию. Однако на самом деле это не так. Например, статистика показывает, что вероятность погибнуть в авиакатастрофе намного ниже, чем вероятность попасть в смертельное в ДТП. Впрочем, гораздо меньше людей опасаются ездить в автомобилях, нежели путешествовать в самолетах. По данным Google, люди почти в четыре раза больше ищут информацию о страхе полетов, чем о страхе вождения авто. Почему? Поведенческие экономисты определили, что это не случайность: убеждения людей могут быть нерациональными. Люди слишком переоценивают небольшие риски, как авиакатастрофа, и недооценивают большие риски, как автокатастрофа. Это объясняет и многие другие на первый взгляд странные поступки людей, которые не может объяснить традиционная экономическая теория, например, почему так много людей покупают лотерейные билеты, когда вероятность выиграть весьма ничтожна.

Поход в супермаркет, или Почему мы принимаем решения нерационально

Выбирая хлопья на завтрак в супермаркете, каковы ваши действия при этом? Внимательно просматривать состав на каждой коробке или остановить свой выбор на наиболее яркой упаковке? Традиционная экономическая теория утверждает, что дизайн упаковки особо не влияет на выбор: люди должны знать свои предпочтения и что именно они ценят в хлопьях. В отличие от этого подхода, поведенческая экономика предполагает, что вы можете принимать решения нерационально, а на ваш выбор хлопьев может повлиять и цвет коробки, и социальное давление (вкусные и полезные хлопья  только те, которые выращены экологически), а также настроение, с которым вы сегодня вышли из дома. 

Эти примеры пребывают вне «действия» традиционной экономической теории. Человек поведенческой экономики – «живой» и не всегда ведет себя рационально, не всегда знает, что он на самом деле хочет, и не всегда правильно оценивает информацию. Если чиновники, финансисты, производители будут помнить об этих особенностях, они смогут предложить нам лучшие решения для более качественной жизни.

Записки экономиста  еженедельная колонка ЦЭС

Журнал НВ (№10)

Момент истины

Шесть главных претендентов на президентское кресло ответили НВ на семь вопросов — политических, мировоззренческих и личных

Читать журнал онлайн