Четыре законопроекта. На какие грабли наступает экономический комитет Верховной Рады
Хотя у власти «новые лица», их идеи по реформированию экономики не просто не новы — они напоминают хождение по граблям. Причем даже инструменты, которые работают в других странах, у нас ломаются.
Поскольку текущий созыв парламента существенно помолодел, пожалуй, стоит напомнить, на какие именно ржавые грабли они могут наступить.
В июне большие коллективы народных депутатов зарегистрировали сразу четыре интересных законопроекта, как будто направленных на поддержку экономики. В большинстве фигурируют руководители комитета по экономическому развитию и другие депутаты фракции Слуги народа, но были замечены представители и других фракций.
Создание риелтерской монополии
Законопроект 3618 о риелтерской деятельности в Украине
Суть проекта: риелтерские услуги могут предоставляться только субъектами риелтерской деятельности. Возможно, среди таких услуг, кроме собственно сделок купли-продажи и аренды, будет внесение информации о сделках в единую базу данных о недвижимости, которую планируется создать. Причем не любыми субъектами, а только теми, кто входит в Национальную федерацию специалистов в сфере риелтерской деятельности, принципы формирования которой пока не очень понятны.
Задекларированная цель: Защита прав и интересов участников рынка и потребителей, детенизация доходов населения, улучшение доступа к информации о недвижимом имуществе.
Возможные последствия: Для игроков рынка — искусственный барьер для доступа на рынок и его монополизация. Для потребителей — необходимость платить комиссию и ограничения в выборе риелтора. Сейчас это 2−5% от стоимости при продаже, 50% месячной ставки при аренде. Но это рыночные цены за услуги (которыми к тому же можно не пользоваться). А вот какие будут при монополии — неизвестно. Вероятно, за операции с базой данных о недвижимости тоже будет взиматься какая-то отдельная плата.
Предыдущий опыт: До недавнего времени на рынке недвижимости Украины существовала схема, где компании получали деньги ни за что. Речь идет о посредниках между оценщиком и базой данных Минюста — авторизованных электронных площадках. Эта схема была продвинута в бюджет-2018 депутатом от БПП Максимом Курячим. Бенефициаром четырех компаний, которые стали такими посредниками, считают депутата Антона Яценко (в настоящий состав прошел через мажоритарку), поэтому схему часто называют «площадками Яценко». В 2018 эти компании заработали почти 170 млн грн (и это за полгода работы схемы). Что интересно, ликвидировал эти площадки уже текущий состав Рады, то есть в том числе слуги народа (автор соответствующего законопроекта — 2047-д — Даниил Гетманцев).
В 2004 году была попытка монополизировать другой рынок. Тогда парламент принял Государственную программу развития инновационных направлений индустрии моды до 2010 года. Среди прочего она предусматривала, что парикмахерами могут стать только люди, которые получили специализированное высшее образование. Базовым вузом был определен Киевский национальный университет культуры и искусств (КНУКИ). Автором программы по странному стечению обстоятельств был Михаил Поплавский, бывший ректор КНУКИ. В конце концов идея осталась только в программе, никто не стал ее воплощать.

Предоставление налоговых льгот в индустриальных парках
Законопроекты 3724 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и 3725 о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины, направленных на привлечение инвестиций в промышленный сектор экономики путем внедрения инвестиционных стимулов в индустриальных парках.
Суть проекта: Освобождение управляющих компаний и участников индустриальных парков (перерабатывающая промышленность, научно-исследовательская деятельность, информация и телекоммуникации) от уплаты налога на прибыль (на 5 лет, плюс еще на 5 лет для тех, у кого экспорт превышает 70% оборота), ввозной пошлины при импорте оборудования, оборудования и комплектующих, а также сырья и полуфабрикатов, а также льготное налогообложение ввозным НДС (ставка 3%) при импорте оборудования. Компенсация половины затрат на присоединение к электросетям. Компенсация части кредитной ставки и (в течение первых трех лет) части капитальных расходов (процент зависит от доли экспорта в обороте).
Задекларированная цель: Увеличение капитальных инвестиций, развитие перерабатывающей промышленности, увеличение экспорта и налоговых поступлений.
Возможные последствия: Потери бюджета от снижения налоговой базы. Причем без гарантий компенсации за счет оживления экономической активности. А еще — огромный риск создания коррупционных схем для неправомерного использования льготного режима.
Предыдущий опыт: По сути, индустриальные парки станут не просто местом концентрации удобной инфраструктуры (доступ к транспорту, электричества и воды), как это обычно делается в мире. (На инфраструктуру, кстати, в течение 2016−2019 годов государство смогло выделить до 7,2 млн грн). Они станут льготным налоговым режимом.
Поэтому они скорее напоминают пресловутые свободные экономические зоны (СЭЗ) и территории приоритетного развития (ТПР). Правда, тогда они касались почти всех видов деятельности. На пике развития в 12 областях работало 12 СЭЗ и 72 ТРТ. Они занимали более 10% территории Украины. Но предприниматели занимались там не только привлечением инвестиций. В 2003 налоговики выборочно проверили 225 предприятий и нашли нарушения налогового и таможенного законодательства в 201 из них. В конце концов, в 2005 году льготы были отменены.
Локализация продукции машиностроения в госзакупках
Законопроект 3739 о внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» по созданию предпосылок для устойчивого развития и модернизации отечественной промышленности
Суть проекта: Временное, на 10 лет, требование к минимальной степени локализации на уровне 25−45% с 2021 и 40−60% с 2024 во время публичных закупок транспортных средств, оборудования для энергетики и ЖКХ, а также специального оборудования. Будет определяться такая степень локализации Уполномоченным органом в порядке и по методике, установленной Кабинетом Министров Украины.
Задекларированная цель: Поддержка отечественного машиностроения в трудные времена, ускорение экономического роста, уменьшение дефицита платежного баланса.
Возможные последствия: Существенное снижение конкуренции на рынке, поскольку львиную долю такой продукции, особенно в сфере транспорта, закупают за бюджетные средства. Следовательно, нельзя будет закупать более дешевые (и вероятно качественные) импортные машины. Как результат — либо лишние расходы средств налогоплательщиков, или по крайней мере получение худшей продукции за те же деньги.
Предыдущий опыт: Три года назад группа депутатов во главе с радикалами Олегом Ляшко и Виктором Галасюком зарегистрировали законопроект 7206 «Купуй українське, плати українцям». Он предусматривал использование в качестве критерия не абсолютную цену, а так называемую приведенную, с учетом других факторов, среди которых уровень локализации. Тогда проект раскритиковали большинство экономистов, а также внешние партнеры, в частности представители Евросоюза, и его ход остановился на первом чтении.
Несколько другие инструменты, но с той же философией, были использованы для поддержки «стратегических» отраслей много лет назад. Благодаря льготам по НДС и высоким пошлинам на импортную продукцию, в 1998 году на Запорожском автомобильном заводе была начата узловая сборка трех моделей корейской Daewoo (которая обанкротилась через год). В 2005 году компанию лишили льгот. Впоследствии степень локализации выросла, появились новые, собственные модели. В какой-то момент Lanos был самой продаваемой машиной, но осуществить прорыв у компании не получилось. Без льгот выдерживать конкуренцию стало трудно, объемы производства постепенно сокращались. В 2014 производство почти прекратилось, а с конца 2018 длится процедура банкротства.
Итак, «новые лица» пока не смогли предложить обществу каких-то действительно новых инструментов экономического развития — ни своих, ни заимствованных. Многое из того, что мы видим — реинкарнация инструментов, которые доказали свою неэффективность и даже вредность. Как говорит индейская пословица из анекдота, если конь умер — слезь с него. Но нет, эти инструменты всплывают снова и снова. Что это — плохая память или как раз хорошая? Я даже не знаю, что хуже.