Метод азировщины. Как изменится экологический налог после принятия ресурсного законопроекта

8 октября 2021, 10:43

В случае одобрения законопроекта 5600 Верховной Радой в нынешней редакции государственный бюджет может получить дополнительные ресурсы, а промышленность — потерять средства и мотивацию для модернизации.

Соавторка: Татьяна Бережная, советница ЮФ Василь Кисиль и Партнеры

Украинские предприятия, которые в процессе своей деятельности выбрасывают в воздух углекислый газ, обязаны платить налог на его выбросы.

Видео дня

Сейчас ставка такого налога составляет 10 гривен за тонну, платить его должны только те предприятия, которые выбрасывают более 500 тонн СО2 в год.

Эти налоговые поступления зачисляются в общий фонд государственного бюджета, то есть не имеют целевого назначения и не используются на природоохранные мероприятия или экомодернизацию промышленности. А его величина, механизм начисления и уплаты не создают предпосылок для стимулирования промышленности к внедрению наилучших доступных технологий для уменьшения нагрузки на окружающую среду или предотвращению изменения климата.

К сожалению, налог на выбросы двуокиси углерода имеет полностью фискальную природу — он наполняет бюджет и имеет карательную функцию для бизнеса, не стимулирует предприятия к переходу на возобновляемые источники энергии и внедрение энергоэффективных мероприятий.

Что предлагает законопроект 5600?

«Ресурсный» налоговый законопроект 5600, который до сих пор находится на рассмотрении в комитете Верховной Рады Украины, предлагает изменения и в экологический налог.

В частности, 5600 предусматривает, что ставка налога за выбросы СО2 составит 30 гривен за 1 тонну.

Кроме этого, 5600 предусматривает, что не менее 70% уплаченного налога будет направляться на мероприятия, приводящиеся для декарбонизации в определенных отраслях.

Такими отраслями являются перерабатывающая промышленность и поставки электроэнергии, газа и кондиционированного воздуха. Каков порядок использования этих средств и какой орган будет распорядителем — пока не понятно. Будут ли получать хоть часть уплаченных средств местные бюджеты общин, где расположены эти предприятия, тоже неизвестно.

Это первый и пока, к сожалению, очень незначительный шаг на пути реформирования экологического налога. Увеличение ставки налога на выбросы СО2 с 10 до 30 гривен за тонну опять же ставит акцент на его фискальной функции и не превращает его в финансовый инструмент для поддержки промышленности на пути к достижению целей низкоуглеродистого развития, которые декларирует власть.

Название законопроекта 5600, как «ресурсного» оправдывает себя. В случае его одобрения Верховной Радой в такой редакции государственный бюджет может получить дополнительные ресурсы, а промышленность потерять средства и мотивацию для модернизации. Пока получается, что приоритетом законодателя являются цели, далекие от современного европейского курса Green Deal.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Показать ещё новости
Радіо NV
X