Законодательные тенденции в налоговой сфере
В данной колонке рассмотрим основные события, происходящие в налоговой сфере, и осуществление мероприятий, направленных на имплементацию международных стандартов в национальном законодательстве.
Украина и BEPS
С 1 января 2017 Украина присоединилась к Плану BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), состоящему из 15 этапов, направленных на противодействие размытости налогооблагаемой базы и выведению прибыли из-под налогообложения.
Присоединение Украины к плану BEPS означает, что страна обязуется имплементировать минимальный стандарт, предусматривающий реализацию четырех шагов:
- применения мер, направленных на борьбу с вредными налоговыми практиками и вредными льготным режимами;
- совершенствование действующих соглашений об избежании двойного налогообложения путем включения в них предложенных правил предотвращения злоупотребления соглашением;
- совершенствование действующих национальных правовых норм в отношении будущего обмена информацией и документации по трансфертному ценообразованию;
- совершенствование действующих соглашений об избежании двойного налогообложения путем повышения эффективности механизмов разрешения споров.
15 мая Минфином была представлена дорожная карта по реализации минимального стандарта. Имплементация плана BEPS в налоговое законодательство должна быть осуществлена до 2020 года. На сегодняшний день созданы рабочие группы, деятельность которых направлена на реализацию каждого из четырех шагов.
Валютное регулирование и контроль
За прошлый год наблюдались меры смягчения в сфере валютного регулирования. Национальным банком Украины (НБУ) было принято постановление "Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном рынке Украины" № 410, которым предусмотрено 17 изменений, основные из которых касаются следующего:
- Разрешена репатриация дивидендов за периоды до 2014 г., 2014-2016 гг. При репатриации дивидендов за 2013 год и предыдущие годы разрешается покупать и перечислять иностранную валюту на сумму до 2 млн долларов США за календарный месяц; за 2014-2016 гг. – ограничение осталось на уровне 5 млн долларов США.
- НБУ разрешил досрочное погашение кредитов и займов перед займодателем-нерезидентом при ликвидации должника. В таком случае выплаты производятся в рамках ликвидационной процедуры в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов.
- Снижен процент поступлений в иностранной валюте, подлежащих обязательной продаже на межбанковском валютном рынке с 65% до 50%.
- Продлен срок расчетов по экспортно-импортным операциям с 120 до 180 дней.
- Снято ограничение на получение физическими лицами наличных в иностранной валюте или банковских металлов с текущих и депозитных счетов через кассы и банкоматы и еще ряд других мероприятий.
- Повышен размер инвестиций за границу, которые юридические лица могут осуществлять на основании одной валютной лицензии за один календарный год с 50 тысяч долларов США до 2 млн долларов США. Установлены требования для получения лицензии в зависимости от суммы инвестиций за границу: в 50 тысяч долларов США – по упрощенной процедуре к пакету документов, касательно большей сумме – это расширенный пакет документов.
Введение определения понятия "номинального владельца"
Существенно усилился "due diligence" со стороны банков в отношении своих клиентов. Украинские банки начинают отличать номинальных держателей от реальных. Установлен ряд критериев, согласно которым, номинальным владельцем считается:
- лицо, которое указано как конечный бенефициарный владелец юридического лица, но является в то же время конечным бенефициарным владельцем и/или руководителем многих других юридических лиц, страна регистрации которых имеет оффшорный статус;
- физическое лицо с местом регистрации в стране, имеющей оффшорный статус, которое, согласно информации, полученной непосредственно от клиента, указано как конечный бенефициарный владелец, однако эта информация не совпадает с данными, содержащимися в публичных источниках информации;
- когда по результатам изучения клиента установлено, что лицо, указанное в качестве конечного бенефициарного владельца, фактически не влияет на хозяйственную деятельность предприятия, а реальное влияние осуществляет другое лицо, публично себя не позиционируещее как владелец этого предприятия, однако получает доходы от его хозяйственной деятельности. Кроме того, банки отмечают, что такое физическое лицо, то есть реальный конечный бенефициарный владелец указанного юридического, лица может быть, например, известным общественным или политическим деятелем.
Украина и CRS

Министерство финансов Украины заявило, что начиная с 2020 года планируется начало автоматического обмена информацией о финансовых счетах нерезидентов согласно международному стандарту CRS (Common Reporting Standard). Первый обмен финансовой информацией должен состояться по результатам 2019 года.
В конца 2017 года состоялась публикация дорожной карты по реализации стандарта.
Для того чтобы иметь возможность участвовать в автоматическом обмене, Украина должна выполнить ряд обязательных условий, одно из которых – это подписание многостороннем соглашения ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией. На сегодня данное условие еще не было реализовано.
Соглашение дает юридическую основу, чтобы присоединиться к автоматическому обмену, но сам обмен, в любом случае, будет осуществляться на двусторонней основе между конкретными юрисдикциями, которые придут к соглашению об обмене ("активируют" обмен). Для активации обмена обе юрисдикции должны адаптировать свое внутреннее законодательство для автоматического обмена, подписать двустороннее соглашение и сообщить Секретариат ОЭСР о начале обмена между собой.
Как известно, для того чтобы другие юрисдикции изъявили желание обмениваться информацией с Украиной, наша страна должна гарантировать надежность хранения информации, полученной в рамках обмена.
Изменения в соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Украина и Великобритания. Изменения касаются ставок налога на репатриацию:
- применяется налог на репатриацию дивидендов в размере 5% – если фактическим владельцем дивидендов является компания (кроме общества), которой принадлежит не менее 20% капитала компании, которой выплачивают дивиденды, и повышение ставки с 10% до 15% – во всех остальных случаях;
- увеличение размера ставки налога на репатриацию процентов – с 0% до 5%;
- увеличение размера ставки налога на репатриацию роялти – с 0% до 5%.
Украина и Турецкая Республика. Изменения касаются следующего:
- расширение толкования термина "резидент" в соответствии с положениями модельной Конвенции ОЭСР;
- изложения в новой редакции статьи по обмену информацией. Предполагается значительное расширение возможностей Договаривающихся Государств по обмену налоговой информацией без оговорок относительно требований национального налогового интереса или банковской тайны;
- принятие новой статьи о помощи во взыскании налогов, согласно которой Договаривающиеся Государства будут предоставлять друг другу помощь во взыскании налоговых задолженностей.
Правила трансфертного ценообразования.
- Утвержден перечень организационно-правовых форм нерезидентов с целью обеспечения налогового контроля по вопросу ТЦУ. К данному перечню относятся нерезиденты, которые не платят налог на прибыль, в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являющиеся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица.
- Расширен круг контрагентов, операции с которыми считаются контролируемыми. КМУ утвердил список государств, операции с резидентами которых признаются контролируемыми, в него попали такие новые юрисдикции, как Гваделупа, Гватемала, Французская Гвиана, Содружество Доминики, Доминиканская Республика, Эстония, Иран, Куба, Лаос, Латвия, Ливан, Маврикий, Мальта, Марокко, Монако, ОАЭ, Сингапур, Грузия, Венгрия.
- Изменилась процедура использования методов ТЦУ. Уточнено определение методов ТЦУ, в которых теперь даются ссылки на показатели, используемые в этом методе. Методы установления соответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" стали ближе к рекомендациям ОЭСР.
Следует также учитывать, что правила ТЦУ могут подлежать корректировке и в дальнейшем в связи с реализацией Украины минимального стандарта BEPS.
Как действовать дальше?
Как видим, в течение 2017 Украиной было осуществлено немало шагов, произошло много изменений в национальное законодательство. Можно сказать уверенно, что это только первоочередные меры, и в будущем нас ждут масштабные изменения.
Возникает вопрос, что делать бизнесу? На данный вопрос ответ только один – бизнесу необходимо оставаться в тренде законодательных изменений и учитывать их при планировании своей дальнейшей деятельности.