Закон запретил домашним СЭС на земле работать по зеленому тарифу. В чем зрада

8 мая, 16:30
4171
Цей матеріал також доступний українською

Почему утвержденный 25 апреля закон 8449-д поставил под угрозу энергетическую децентрализацию в Украине

Да-да, это не опечатка – мы говорим об энергетической децентрализации – глобальном процессе, который разворачивается во всем мире. Во всяком случае, в развитой его части. Развитие и удешевление технологий распределенной генерации электроэнергии из возобновляемых источников привело к тому, что генерация электроэнергии стала ближе к потребителю. Ее производство уже не является исключительной прерогативой огромных электростанций. Например, в Калифорнии уже сейчас вы можете покупать электричество непосредственно у своих соседей. А в Нью-Йорке проект Brooklyn Microgrid создал платформу для торговли электроэнергией между соседями, которые установили на своих домах фотовольтаические панели. 

В Калифорнии уже сейчас вы можете покупать электричество непосредственно у своих соседей

Подобных проектов и примеров — сотни, если не тысячи по всему миру. Все более дешевые солнечные панели и более доступные аккумуляторы приводят к тому, что границ между потребителем и производителем почти не осталось. А кроме классических производителя и потребителя на рынке появляется третий игрок – просьюмер (от англ producer + consumer).

Просьюмер существенно меняет энергетические рынки. Именно он является драйвером децентрализации в энергетике. В Украине наиболее распространенные просьюмеры – домохозяйства с установленными солнечными электростанциями. За последние 4 года их количество росло взрывными темпами. Так, в 2015-м их было около 250, а сегодня – уже более 8800. 

Драйвером этого почти экспоненциального роста стал привлекательный «зеленый тариф» и минимум бюрократических процедур, необходимых для установки электростанции на 30 кВт. Всего на домах украинцев установлено около 190 МВт солнечных мощностей, а общие инвестиции, вложенные в такие проекты обычными гражданами, достигли $180 млн. Рядовые украинцы стали инвесторами в возобновляемую энергетику.

Что не так

Если просто, то в законе 8449-д, который регулирует переход от «зеленого тарифа» к аукционам, появилась правка №24, которая существенно ограничила возможности домохозяйств в установке солнечных электростанций. Теперь получать «зеленый тариф» за электроэнергию, произведенную фотовольтаическими панелями, смогут только те украинцы, которые установили их на капитальных сооружениях.

Для установки электростанции мощностью 30 кВт нужно от 200 до 300 кв. м площади. Далеко не у каждого собственника частного дома есть такой ресурс

Это резко ограничивает возможности обычных граждан инвестировать в «зеленую» энергетику. Все дело в том, что для установки электростанции мощностью 30 кВт нужно от 200 до 300 кв. м площади. И далеко не у каждого собственника частного дома есть такой ресурс. В большинстве случаев украинцы смогут установить на своих домах солнечные панели общей мощностью до 10 кВт. Чтобы установить больше, придется сооружать дополнительные конструкции и проходить процедуру их ввода в эксплуатацию. Конечно, это резко удорожает домашние проекты, а во многих случаях, сделает их практически недоступными.

Вместе с водой выплеснули ребенка

Правка 24 официально подана Александром Домбровским – главой комитета ТЭК Верховной Рады. Но по моим данным, саму правку разработало Министерство энергетики и угольной промышленности. Причины для таких ограничений, которые озвучивают в Министерстве (да и в Комитете Рады) только частично имеют смысл. 

На прошлой неделе Министр Игорь Насалик сказал, что домашние СЭС могут стать причиной возрастания тарифов для потребителей на сотни процентов. Но при этом доля домашних солнечных установок на украинском рынке ВДЭ составляет не больше 0,5%. Все другое занято крупными игроками рынка. Мощность одной станции таких игроков может быть больше, чем вся «домашняя» генерация Украины. Как видим, рост тарифов  –  это отговорка, а не причина.

Кроме того, Министерство говорит о том, что домашние СЭС стали «прибыльным бизнесом», что не менее странно. Ведь чем больше прибыльного бизнеса – тем больше налогов. А налоги от домашних СЭС остаются на местах в громадах, стимулируя местную экономику. Прибыльный бизнес – это хорошо, даже если это не нравится Министерству. В этом плане, конечно же, следует заметить, что для больших игроков рынка продажа электроэнергии по «зеленому тарифу» – тоже прибыльный бизнес. 

Действительно важным аргументом среди озвученных Министерством является борьба с теми, кто использует домашний «зеленый тариф» для ухода от лицензирования. Выглядит это приблизительно так: вы покупаете 10 домов в заброшенном селе и устанавливаете на каждой из них 30 кВт солнечной генерации. Результат – у вас 300 кВт электростанция и никаких лицензий.

Схемы ухода от лицензирования нужно запрещать. Но делать это, запрещая ставить домашние СЭС на земле  – неправильно и крайне неэффективно. Это все равно, что арестовать всех посетителей бара и отправить в райотдел из-за того, что кто-то из них не заплатил за пиво

Конечно же, такие схемы нужно запрещать. Они являются результатом непродуманного регулирования. Но делать это, запрещая ставить домашние СЭС на земле, как добросовестным гражданам так и тем, кто хочет обойти лицензирование, – неправильно и крайне неэффективно. Это все равно, что арестовать всех посетителей бара и отправить в райотдел из-за того, что кто-то из них не заплатил за пиво. 

Что делать

К такой ситуации мы пришли потому, что закон 8449-д разрабатывался для решения проблемы с «зеленым тарифом» больших производителей. Сам объем этого тарифа, по словам разработчиков законопроекта, создавал проблемы для финансовой стабильности рынка. Поэтому закон предполагает обязательные аукционы для солнечных электростанций мощностью больше 1 МВт и для ветровых мощностью более 10 МВт. Компании с меньшими мощностями могут и дальше получать «зеленый тариф».

Однако, поскольку все внимание уделялось именно большой генерации, нормы, касающиеся малой, оказались прописаны очень плохо. И правка 24 – только один из примеров. В законе имеются противоречия в терминах и другие потенциальные проблемы для малых участников рынка.

Как решить эти проблемы? Думаю, нужно объединяться и создавать институцию, которая будет представлять малых игроков рынка. Собственно, мы ее уже начали создавать – ведь свои интересы нужно формулировать и защищать. Мы не хотим отменять закон, но внести в него критичные правки придется. И общими усилиями добиться этого намного проще.

Специально для НВ Бизнес 

Больше мнений  в разделе Эксперты НВ Бизнес

Диалоги о бизнесе

23 мая, в Киеве, известные предприниматели Сергей Тигипко, Пётр Чернышов, Игорь Смелянский и Дмитрий Шимкив станут спикерами лекции НВ «Диалоги о бизнесе: как преуспеть в эпоху перемен».

Записаться на лекцию