Созерцать, как с неба падают звезды: Что не так с идеей создания отелей-ФЛП в Украине?

15 сентября 2020, 07:30

Я слышал грустную шутку, что количество звезд на украинском отеле часто равно тому количеству звезд, которые видны на небе сквозь дыры в потолке номера. К сожалению, для таких насмешек есть повод.

Новый учебный год для туриндустрии начался с чтения: первого сентября в первом чтении Верховная Рада Украины приняла проект Закона о внесении изменений в Закон Украины «О туризме» относительно расширения круга субъектов предоставления гостиничных услуг. За обобщенной юридической формулировкой скрывается важный момент, который нельзя потерять за другими новостями. Народные депутаты предлагают предоставить возможность физическим лицам-предпринимателям стать полноценными игроками гостиничного рынка. Несмотря на все популистские заявления, такая стратегия имеет и значительные риски.

Видео дня

Поддержка или ошибка?

Первое, что приходит на ум при размышлении об этой инициативе — поддержка малого бизнеса. Действительно, ФЛП позволяют большей части населения без лишней бюрократической нагрузки заниматься собственным делом в легальном поле. Все якобы хорошо, и непосредственно авторы законопроекта пишут именно об этом в пояснительной записке. Но действительно ли мы имеем дело с новыми возможностями для государства и бизнеса?

Успешные с точки зрения развития туризма страны крайне придирчиво относятся к гостиничному бизнесу. Форма организации здесь играет едва ли не ключевую роль. Отели должны нести значительную ответственность, а потому и рычагов контроля со стороны государства должно быть больше. Это не значит, что у бизнеса нужно буквально стоять над душой, но территория гостиничного дела требует серьезного пересмотра стандартов, который станет невозможным, когда каждое ФЛП будет открывать отель на свой вкус. Кроме того, упрощенная схема налогообложения — это не то, что позволит государству значительно увеличить поступления в бюджеты различных уровней.

Отели, если это действительно гостиницы, а не апартаменты, должны быть юридическим лицом. Это стандарт для любых времен, но он приобретает особое значение сейчас, во времена пандемии. Как человек, работающий в туристической индустрии, я хочу быть уверенным, что отправляю туристов в безопасное место, а в случае возникновения вопросов, имею достаточно инструментов, чтобы решить их в юридической плоскости.

Системность спасает

Экономика не любит лозунги. Она базируется на цифрах, а для них нужны понятные и прозрачные правила. В Украине до сих пор существуют ситуации, когда звезды на отелях могут совсем ничего не значить. Чего недостаточно, так это понимания, насколько зависимыми друг от друга являются все игроки туристической отрасли. Туристы недовольные сервисом в одном месте, экстраполируют собственное недовольство и на другие места отдыха. А когда негативных отзывов наберется определенное количество, то уже можно говорить о разрушенной репутации, восстанавливать которую нужно будет годами. На словах кажется, что все это понятные и даже банальные вещи, но на практике — это то, с чем мы боремся каждый день. Почему все повторяется? Нет системы контроля гостиничных категорий.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Одна звезда, две, три, четыре, пять. За ними должен быть соответствующий сервис. Когда-то я слышал грустную шутку о том, что количество звезд на украинском отеле часто равно тому количеству звезд, которые видны на небе сквозь дыры в потолке номера. К сожалению, для таких насмешек есть повод, ведь когда бронируешь отель, то планируешь получить определенное качество услуг, а, следовательно, и категория не может определяться примерно, без четких критериев. Охрана, наличие сейфа, доступ к интернету в номере, ресепшн, работающий 18 или 24 часа, возможность заселения в любое время, столовая и рестораны, меню для вегетарианцев и людей, имеющих особенности питания, бассейн, спортивный центр, прачечная, обслуживание комнат. Все это и многое другое могут быть критериями оценки. Не соответствуешь им? Нет вопросов, работай, как гостевой дом, апартаменты, но не отель.

Мировой опыт, а не особый путь

Строить дорожки для велосипедов — это лучше, чем выдумывать собственный велосипед. Как показывает опыт столицы — эту истину мы уже усвоили. А вот по гостиницам, то все еще пытаемся что-то найти. Самая большая проблема в том, что этот поиск особого пути связан не с желанием отыскать лучший вариант, а скорее имитировать процесс оценки вместо того, чтобы действительно быть беспристрастными.

Впрочем, в мире существует, как минимум, пять признанных подходов к классификации гостиниц. От оценивающих только количество услуг в соответствии с фиксированным перечнем, до базирующихся на проверке качества этих услуг, а также тех, которые учитывают впечатление посетителей. Украине следует начинать хотя бы с базового — те же три звезды должны иметь одинаковый вес в любом уголке Украины, а не вводить туристов в заблуждение.

В исследовании Всемирной туристической организации называются 5 ключевых преимуществ внедрения надежной системы классификации гостиниц:

1. Упрощение процесса выбора отеля для тех, кто посещает его впервые. В отличие от многих других отраслей, здесь нельзя сначала протестировать, а потом заказать. Так же туристы должны рассчитывать на какие-то общие индикаторы качества.

2. Создание унифицированной системы для всех игроков на рынке: от турагентов до туроператоров, позволяет разрабатывать удобные каталоги и строить долгосрочные партнерские отношения.

3. Формирование контекста для отзывов: ожидания от отеля с одной звездой не будут такими высокими, как от 5-звездочного. Качественная система классификации позволяет уменьшить разочарование клиентов хотя бы тем, что они свободны выбирать более или менее роскошные варианты, получая именно их.

4. Классификация действует, как инструмент маркетинга. Демонстрация звезд, которые имеют основания, позволяет эффективнее продвигать услуги на конкурентном рынке.

5. Разработка инструментов для профессиональной оценки для работников гостиничного дела.

Я хочу быть уверенным, что отправляю туристов в безопасное место, а в случае возникновения вопросов, имею достаточно инструментов, чтобы решить их в юридической плоскости

Это базовые позиции, которые помогут улучшить еще множество мелочей. Но все возможно только при условии принципиальных изменений. Можно вкладывать невероятные бюджеты в коммуникационные кампании, говорить правильные слова о создании трудовых мест, поощрять туристов и популяризировать Украину, но без этих изменений ничего не произойдет. Даже те, кто поверит нам и приедет — будут рисковать оказаться в апартаментах, где нужно самостоятельно заправить постельное белье, а звезды над вывеской всего лишь тешат его владельца.

Шаги к изменениям

Вместо либерализации и ставки на ФЛП, куда важнее провести систематизацию и разработать классификацию отелей. И даже смелее — аннулировать все звезды и подтверждать их только после независимых проверок и аудитов. Вместе с тем, пойти на встречу отелям, поощрить их инвестировать в инфраструктуру, предоставив налоговые льготы, или вовсе — каникулы.

Конечно, изменения не должны быть резкими, а иметь переходный период, и вообще внедряться только посредством открытого диалога непосредственно с представителями отрасли. Важно создать систему, которая поможет бизнесу развиваться, а государству — зарабатывать. Но главное — все это должно работать для людей.

Показать ещё новости
Радіо NV
X