Бюрократия на марше. Большие проблемы маленького отчета и что с этим делать

17 июля 2019, 15:40

Новый подход специалистов ГФС к заполнению формы об объектах налогообложения

Мы в Европейской Бизнес Ассоциации регулярно общаемся с представителями власти, чтобы понимать, какая экспертная поддержка от бизнеса нужна, чтобы делиться вопросами, которые волнуют бизнес и совместно создавать комфортный бизнес-климат в стране. Ведь для достижения этой цели диалог чрезвычайно важен.

Видео дня

Не будем скрывать, что порой диалог происходит сложно, ведь законодательство не всегда достаточно качественное. Однако особое недоумение и, порой, возмущение у прозрачного бизнеса вызывает сложность диалога по тем вопросам, где проблемы создает именно «творчество» контролирующих органов.

Так, например, компании-члены Ассоциации были обеспокоены новым подходом специалистов ДФС к заполнению формы 20-ОПП об объектах налогообложения, объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность.

Соответствующие объекты налогообложения определены в Налоговом кодексе Украины для каждого налога и сбора. При этом, выражение «объект, связанный с налогообложением» иногда толкуется работниками фискальной службы по собственному усмотрению, что создает конфликтные ситуации.

В частности, налоговики настаивают на составлении отчетности по форме 20-ОПП по фактически любому имуществу плательщиков, независимо от того, является ли непосредственно это имущество объектом налогообложения. Более того, налоговики считают, что отчет 20-ОПП необходимо подавать каждый раз, когда с таким имуществом (которое, кстати, может не быть непосредственно объектом налогообложения) происходят какие-либо изменения. Такой же подход налоговики применяют и к имуществу, предоставленному в аренду.

Несложно представить, какое количество отчетов должны будут подавать, например, банки по POS-терминалам, установленным в торговых точках. При этом, ценность информации, представленной для целей налогообложения — близка к нулевой. Впрочем, хотя для применения налогов отчеты с такой информацией являются не слишком нужными, в их представлении могут быть заинтересованы контролирующие органы. Не в последнюю очередь, очевидно, потому, что за непредставление отчетов можно накладывать штрафы.

По сообщениям наших компаний-членов, штрафы, применяемые к некоторым из них составляют миллионы гривен.

Жаль, что иногда от чиновников нам приходилось слышать свысока высказанные предложения: «Ну, организуйте представление этих отчетов так, как просят контролирующие органы. Вам что, трудно?».

Конечно, организовать можно многое. Но организация любых процессов стоит бизнесу ресурсов, иногда значительных. Особенно возмущает то, что бизнесу предлагают организовать представление отчетов, информация с которых для применения налогов не используется.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Поэтому по мнению компаний-членов Ассоциации, сообщение по форме № 20-ОПП должно подаваться в отношении имущества, которое непосредственно является объектом налогообложения. При этом, нет необходимости подавать такие сообщения в отношении имущества, которое непосредственно не является объектом налогообложения и используется в операциях, информация о налоговых последствиях которых отражена в соответствующих налоговых декларациях/отчетах (по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость и т. д.).

К сожалению, уважаемые государственные органы озабочены важными делами и не спешат решать проблему, которая может стоить бизнесу миллионов гривен. На письменные обращения реагируют отписками, продолжая при этом проверки по вопросам представления отчетов 20-ОПП и применяя штрафы.

Эта печальная история с отчетом 20-ОПП вызывает много эмоций и рассуждений. В частности, о реформах и об их эффективности.

Поэтому стоит уже тщательно исправлять ошибки в подзаконных нормативных актах, готовить разъяснения, изменять рабочие процессы в контролирующих органах и, как следствие, отношение контролирующих органов к бизнесу. Такой труд, кстати, не всегда и реформой назовут — скажут, «рутинные улучшения».

Однако, они устанавливая новую планку ожиданий к качеству государственных услуг. Иначе говоря, создается new normal — более удобная и качественная среда, что моментально чувствует бизнес. Такая среда, такие ожидания будут лучшей гарантией того, что законы будут применяться должным образом. Создание таких последствий и есть желаемым результатом реформ.

Очевидно, неприемлемо откладывать изменения, которые можно сделать немедленно, ссылаясь на необходимость «принять комплексные хорошие законы», или «подождать, пока ведомство хорошо заработает вновь» и тому подобное.

Поэтому Ассоциация обратилась в Министерство финансов и Государственной фискальной службы с просьбой принять меры по урегулированию конфликтной ситуации: предоставить обобщающую налоговую консультацию, приостановить проверки предприятий до оказания такой консультации, а по начатым обжалованиям — воспользоваться принципом «конфликта интересов». О сложившейся ситуации также проинформирован Офис Президента Украины.

Для этих правильных шагов не нужно ждать внесения изменений в законодательство или еще чего-то. Стоит просто выполнить требования нормативных актов, руководствуясь их буквой и смыслом, а не другими мотивами.

Специально для НВ Бизнес

Более больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо NV
X