К чему приведет запрет на продажу алкоголя

1 комментировать

Статистика показывает, что в последние годы в Украине складывается не очень благоприятная динамика употребления алкогольной продукции.

Количество спиртного, которое потребляет один человек, увеличилось в разы, а больше всего настораживает то, что проблема значительно "помолодела". Видимо, поэтому обеспокоенные народные депутаты вносят и принимают ряд законодательных инициатив, которые накладывают определенные ограничения на свободную продажу алкоголя в определенные часы и определенным группам граждан.

Так, недавно Верховная Рада приняла проект закона Украины №3149 от 18 сентября 2015 года. Он постановляет предоставить полномочия органам местного самоуправления на установку запрета продажи пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин торговыми точками и сетями в определенное время в пределах соответствующей административной территории.

Законодатели надеются, что такой запрет поможет сократить употребление алкоголя населением. Однако, хотя редакция закона и прошла голосование в Верховной Раде, целесообразность введения на законодательном уровне права местных советов устанавливать выборочные запрета на продажу алкогольных напитков в ночное время сомнительна.

Одни считают такую меру эффективной, аргументируя тем, что созданные препятствия для приобретения спиртного в определенные дни и часы заставят граждан меньше употреблять алкоголь. Другие же настроены скептически относительно целесообразности этих ограничений. Оппоненты уверены, что запрет не является панацеей, утверждая, что ограничения не сработают, ведь спиртное можно купить "про запас". От запрета на несколько часов человек, который пьет, не прекратит свой алкогольный "опыт". К тому же, алкоголь остается доступным к продаже в любое время в ресторанах, на которые запрет не распространяется.

Необоснованное установление на законодательном уровне исключений среди круга субъектов хозяйствования, на которых могут распространяться запреты на продажу алкоголя в ночное время, принятые соответствующими местными советами, по сути, является легализированным проявлением предоставления привилегий и преимуществ на рынке алкогольных напитков, и содержит признаки нарушения норм законодательства Украины о защите экономической конкуренции. Ведь непонятно, каким образом планируется достичь положительного эффекта и снизить уровень потребления алкоголя населением и уровень преступности в Украине в целом при условии, что заведения ресторанного хозяйства предоставлять доступ к алкоголю без ограничений по времени и территории.

Законодательное закрепление права установления подобного запрета может привести к существенному росту теневого оборота алкогольных напитков и появление новых нелегальных каналов продаж алкоголя. В частности, может увеличиться спрос на алкоголь домашнего производства, который не соответствует никаким критериям качества и безопасности. Кроме этого, во многих городах, в которых уже действуют ограничения по ночной продаже алкогольных напитков, несмотря на запрет осуществляется торговля указанными товарами в ночное время, появился сервис по предоставлению услуг по доставке с помощью такси любого вида алкогольной продукции в любой время и развивается торговля нелегальным алкоголем через Интернет (где также без проблем можно приобрести алкогольные напитки в любое время).

Предложенные ограничения продаж существенно повлияют на местные бюджеты, которые уже заложили в доходной части поступления от акцизного налога с розничной торговли алкогольными напитками, ставка которого составляет 5%. В то же время, незаконный оборот алкогольной продукции, по данным Государственной фискальной службы Украины в 2017 году по сравнению с 2016 годом, вырос в 8 раз, что также вызывает значительное недополучение средств Государственным и местными бюджетами. По мнению компаний-членов ЕБА, решение о запрете торговли алкогольными напитками в ночное время в дальнейшем значительно увеличит оборот незарегистрированного алкоголя. Конечно, нелегальный алкоголь в большинстве случаев не соответствует требованиям качества и безопасности продукции, которая может привести к угрозе здоровью потребителей.

Запрет безусловно решает только одну проблему из множества - делает алкоголь максимально недоступным к приобретению в определенный промежуток времени. Но в то же время ни для кого не секрет, что придерживаться этих правил будут только законопослушные игроки рынка, а не те торговые объекты, которые в погоне за прибылью не соблюдают законов, ведь в таких объектах на сегодняшний день нет никаких способов контроля за продажами подакцизных товаров, таких как РРО, лицензии и сдачи соответствующей отчетности. Откуда следует: отсутствие контроля - не гарантия соблюдения законов и решений.

Учитывая подобные неблагоприятные факторы, мы считаем, что нужно прежде всего проводить разъяснительную работу среди населения, популяризировать здоровый образ жизни и ответственное употребление алкогольных напитков на государственном уровне и на регулярной основе. Также необходимо бороться с субъектами хозяйствования, которые нарушают законодательство в сфере торговли подакцизными товарами уже сегодня, работать над уменьшением тенезации рынка алкоголя и уничтожением "подпольных" производств и мест реализации алкогольных напитков, а не устанавливать необоснованные и нецелесообразные запреты.

Мы призываем Президента Украины наложить вето на этот закон и вернуть его в Верховную Раду, а народных депутатов пересмотреть свою позицию относительно этой ситуации.


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: