Задержание в Минске. Мог ли Ryanair не сажать самолет и что будет дальше
Должны существовать разумные основания утверждать, что самолет используется с целью, несовместимой с целями Чикагской конвенции.
Сообщение о минировании не подтвердилось. Насколько это было сообщение, которое давало разумные основания, — неизвестно. Маловероятно, что это могло быть серьезное сообщение. Скрыть реальную цель перехвата самолета будет невозможно.
В случае перехвата не должны быть поставлены под угрозу жизни лиц, находящихся на борту, и безопасность воздушного судна. В случае с рейсом Ryanair был ближайший аэропорт для вынужденной посадки самолета — не на территории Беларуси. То есть действия по перехвату самолета ставили под угрозу жизни лиц, находившихся на борту, и безопасность воздушного судна, если считать угрозу реальной.
Кроме того, перехват истребителем — это крайняя мера, этому должен предшествовать определенный радиообмен и пр. (приложение 2 к Чикагской конвенции — Правила использования воздушного пространства, Инструкция по использованию воздушного пространства Республики Беларусь). А здесь же сразу подняли истребитель.
Прописано также правило в приложении 2 к Чикагской конвенции, что перехват если уже произошел, то должен использоваться только в целях идентификации самолета или его направления по правильному маршруту или избежания реальных угроз. Эту грань перешли.
Могла ли авиакомпания не выполнять указания диспетчеров и истребителей? Нет, не могла, так как была в воздушном пространстве Беларуси и должна выполнять такие указания.
Интересным является вопрос, кто и что может с этим сделать. И здесь как всегда, международное право сводится к политической воле. Авиакомпания может требовать компенсаций. И, вероятно, их получит.
ЕС может потребовать от Беларуси компенсаций. Может даже подать в ИКАО иск. Может закрыть пространство Беларуси для своих самолетов. Впоследствии может даже обратиться против Беларуси в Международный суд ООН.
Как это поможет задержанному? Никак.