Мифы и реальность операционной эффективности

31 марта 2021, 08:30

Что такое операционная эффективность, можно ли посчитать ее эффект и зачем она бизнесу.

Я занимаюсь операционной эффективностью уже 17 лет в роли как внутреннего, так и внешнего консультанта. 17 лет — вполне себе большой срок, чтоб рассказать о чем это все.

Видео дня

«Операционная эффективность — это обо всем и ни о чем»

Действительно, в это словосочетание можно впихнуть все, начиная от продуктивности отдельно взятого сотрудника, и заканчивая новейшими технологиями, благодаря которым «операционка» станет более эффективной.

Все дело в терминологии. В консалтинге мерами по повышению операционной эффективности называют любые мероприятия (проекты, программы и прочие инициативы), которые внедряются с помощью разного рода методологий непрерывного совершенствования (continuous improvement). Чаще всего речь идёт о Lean, Six Sigma или вместе взятых (L6S).

«L6S — это прошлый век. Agile в сто раз круче. Ну а вообще, Lean круче Six Sigma»

Ровно так, как в разговорах 5-классников из серии «Мерс круче бэхи», а «Андроид круче Айфона». Может быть, для отдельных соседних стран L6S и можно назвать прошлым веком, но только с точки зрения новизны, а не применения.

Для подавляющего большинства отечественных компаний L6S, с точки зрения новизны — это примерно как для большинства польских/чешских/словацких компаний 2003−2005 годы. Это не значит, что «там» давно прожевали и выплюнули, это всего лишь значит, что для «них» — это так же обыденно, как 1С для украинского бухгалтера вместо бумажной бухгалтерской книги. Насчёт «кто же круче», то так вопрос ставить вообще некорректно и непрофессионально.

«L6S внедрять долго и дорого. В этой куче инструментов черт ногу сломит»

Сегодня внедрение программ операционной эффективности на базе методологий непрерывного совершенствования хоть и есть услугой «заточенной» под каждую отдельную компанию, но в то же время по сути своей стали commodity — чем-то стандартизированным, пакетным, в какой-то степени конвейерным.

Алгоритм внедрения и набор базовых принципов слабо чем отличается от компании к компании. Благодаря такой «пакетности» внедрение стало занимать считанные месяцы. Затраты в разы ниже, чем затраты на внедрение высокотехнологичный решений.

По сути своей, L6S считается «прорывом без инвестиций». Все затраты сводятся к одноразовому консалтингу, тренингам и содержанию функции (cost of function). Причем, последнее считается одним из KPI программы — экономический эффект от L6S должен превышать cost of function в Х раз через Y месяцев/лет.

Отдельный вопрос с инструментами. Да, их десятки и сотни. Но главная ошибка — это внедрять инструменты ради инструментов. На деле же вам их может понадобиться до 10, редко — до 20. Здесь в помощь здравый смысл и немножко консультант.

«Это ведь надо всех сертифицировать. А вы сертифицируете?»

А вам «шашечки» или ехать? Сертификация, по моему убеждению, — это последняя цель внедрения L6S. Это своеобразный фетиш или «вишенка на торте», которую можно захотеть (или не захотеть), когда все остальное уже летает выше неба и остаётся потешить себя разве что сертификацией.

«Тогда зачем нам это нужно?»

Вообще L6S это совершенно не о сертификации. Прежде всего — это о культурных преобразованиях в головах сотрудников. Во вторую очередь — об экономическом эффекте. И уже в третью-десятую — о сертификации и всем остальном.

Более того, как давно доказала практика, экономический эффект слабо реализуем без культурного, тогда как культурный эффект неминуемо ведёт к экономическому. И да — и тот и другой можно сосчитать.

Ну и в качестве резюме — внедрять L6S (или если сказать длинной правильной фразой — программы операционной эффективности на базе методологий непрерывного совершенствования) сегодня — это не больно, недорого, относительно быстро, не старомодно и в конце концов просто необходимо.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X