Зачем украинскому агробизнесу диджитализация

21 ноября 2018, 14:00
587
Цей матеріал також доступний українською

За годы независимости агробизнес Украины революционно изменился – от распаевания сельскохозяйственных земель и распада колхозов к становлению крупных агрохолдингов и внедрению современных IT-решений.

Теперь на вооружении многих украинских фермеров есть электронные метеостанции, спутниковые технологии для съемки полей, системы автоматического полива, датчики для контроля за состоянием почвы и посевов, дроны для распыления химикатов на полях и т. п. Новые фермерские технологии помогают оптимизировать процессы, управлять ресурсами, контролировать качество и внедрять новые стратегии развития.

Технологии помогают агрокомпаниям не только становиться более продуктивными и прибыльными, но и постепенно покорять рынок ЕС. Конечно, это непросто, ведь на пути появляются нетипичные для украинских реалий требования. Например, прозрачность цепей поставок, жесткие стандарты качества на продовольствие, спрос на нишевые продукты.

Среди вызовов, стоящих перед агробизнесом, большую роль играют глобальные изменения в конъюнктуре рынка. Как украинским сельскохозяйственным компаниям справляться со всем этим? Об этом и поговорим.

Производить больше, чтобы прокормить планету

По прогнозам United Nations, к 2050 году численность населения на планете достигнет 10 млрд. Урбанизация и рост доли среднего класса увеличат спрос на здоровые продукты питания. По данным National Geographic, чтобы прокормить планету в 2050 году, в агропромышленной сфере придется производить вдвое больше продовольствия.

Решить эту проблему достаточно сложно, ведь есть много барьеров, препятствующих ускорению производства. Во-первых, остается нерешенной проблема дефицита ресурсов, в частности воды и полезных ископаемых. Во-вторых, с каждым годом на планете уменьшается площадь пахотных земель, необходимых для выращивания растениеводства. А еще вишенка на торте – необратимые изменения климата, к которым не готов никто.

Однако фермерские хозяйства уже начали готовиться к сложным условиям в будущем. Дроны, роботы, искусственный интеллект, обширные данные и цифровые платформы помогают аграриям увеличивать объемы и улучшать качество урожая с минимальным вредом для экологии. Так, на рынке есть рабочие решения для автоматизации отбора семян, орошения, удобрения, защиты от вредителей и болезней, а также для создания и оптимизации цепей поставок пищевых продуктов. Все для повышения производительности и уменьшения затрат.

Технологии для цифрового фермерства

Агрокомпании пытаются уверенно идти в ногу со временем и быстро внедрять инновации и трансформировать бизнес. Исследование, проведенное Американским фермерским бюро, показало, что использование точных технологий способствовало снижению затрат в сельхозпроизводстве в среднем на 15% и увеличению урожайности на 13%. Только в 2014 году, по данным Fortune, стартапы, специализирующиеся на сельскохозяйственных технологиях, получили 1 миллиард долларов венчурного капитала.

Интернет вещей

Чтобы своевременно выявлять проблемы на полях, пастбищах, в садах и стойлах и своевременно их решать, агрокомпании широко применяют технологию интернета вещей.

60% фермерских хозяйств в Великобритании уже используют интернет вещей (по данным The Guardian).

Разнообразные датчики и сенсоры измеряют влажность и температуру воздуха, собирают показатели почвы, мониторят здоровье животных на ферме, состояние растений и т. п. Датчики, установленные на сельскохозяйственном оборудовании и транспорте, помогают отслеживать показатели урожайности и качества в реальном времени. А также предупреждают о технических неполадках техники для заблаговременного ремонта.

Благодаря датчикам с GPS-координатами аграрии могут удаленно мониторить обстановку на ферме или плантации и собирать аналитику в режиме реального времени. Полученная информация помогает принимать взвешенные решения, подкрепленные цифрами, а не интуицией.

Дроны на полях

Дроны – настоящая находка для снижения затрат в агробизнесе. Они помогают быстро, точно и с минимальными затратами выполнять ряд сложных работ на полях и фермах.

Чаще всего агрокомпании используют дроны для видео- и фотосъемки полей, чтобы проверить состояние и микроклимат пашни, выделить самые проблемные участки и спланировать меры по ликвидации проблем. Всего за несколько минут можно получить визуальную информацию о состоянии крупных посевных площадей, а за несколько часов – просканировать поле с высокой детализацией. Эти данные не получить при наблюдении с земли.

На рынке есть еще много других моделей беспилотников, разработанных для выполнения конкретных сельскохозяйственных работ. Например – дроны-пастухи или коптеры для посева. Последние выстреливают капсулами с семенами и питательными веществами глубоко в грядки. Другие дроны-опрыскиватели сканируют местность и равномерно распыляют необходимое количество химикатов и пестицидов на полях для защиты от вредителей и болезней. Также дроны можно запрограммировать, чтобы они доставляли воду, удобрения, пестициды в любую точку угодий и тогда, когда растениям это необходимо.

Ожидается, что в ближайшем будущем в сельском хозяйстве будет задействовано 80% потенциального рынка дронов (по данным издания Star Tribune).

Большие данные

Что и где выращивать? Когда какие работы проводить? Какие препараты и в каком количестве применять? Принимая производственные решения, аграрии должны учитывать большое количество факторов. Важнейшие из них – погода, состояние почв и посевов, вероятность появления болезней и вредителей, а также история ранее выполненных работ, загруженность персонала и техники.

Еще несколько лет назад агроном держал всю нужную ему информацию в голове и в бумажном блокноте, в лучшем случае – в таблице Excel. Сегодня передовые агрохолдинги оцифровывают все факторы, влияющие на урожайность, превращают их в данные и подвергают глубокому анализу, чтобы улучшить качество и увеличить прибыль.

Основные поставщики данных для каждой агрокомпании – датчики и дроны. Специальные технологические решения, установленные на полях, предоставляют детализированные данные о состоянии почв, а также подробную информацию о погоде, требования к удобрениям, наличие воды и вредителей.

По словам Эдуарда Барроса, руководителя направления работы с агробизнесом ирландской консалтинговой компании Accenture, решения на основе данных об орошении, удобрении и сборе урожая могут способствовать росту рентабельности фермерских хозяйств на 12–250 долларов на гектар.

Обрабатывают информацию и предоставляют аналитические рекомендации цифровые бизнес-приложения. Это помогает построить точные алгоритмы действий для повышения урожайности и качества, а также сбережения ресурсов.

Уверенно шагать в цифровое будущее

Каждая технология – интернет вещей, дроны или большие данные – несет значительную пользу для агробизнеса. Однако одиночное их использование недостаточно реализует весь современный потенциал цифровых инноваций и не превращает их в ценность для бизнеса. Путь к успешному росту в агросекторе требует не только комплексного применения технологий, но и переосмысления бизнес-моделей и внедрения концепции цифрового бизнеса.

Сельскохозяйственным компаниям нужна правильная платформа для инноваций, комплексное цифровое ядро, которое позволит им работать на более интеллектуальном уровне, используя «умные» технологии. Поставка сырья, фермерство, производство и торговля, а также переработка и маркетинг требуют цифровой платформы с различными функциями, она должна обеспечивать совмещенную, открытую и интегрированную основу всех процессов без препятствий или барьеров, чтобы расширять возможности бизнеса.

Традиционные отраслевые границы расширяются, и у украинских агропроизводителей появляется возможность превратиться из эксплуататора активов в бизнес, основанный на услугах и результатах. Большое преимущество для отечественных сельскохозяйственных компаний заключается в том, что они могут начать действовать прямо сейчас и все еще претендовать на преимущества новаторов. Ведь революционный цифровой скачок на украинском агрорынке пока сделали лишь единицы.

Согласно исследованиям Capgemini, те, кто первым решился внедрить новые технологии, получают значительную ценность: рост доходов на 9%, увеличение рентабельности на 26% и улучшение оценки рынка на 12%.

Опыт отраслей ритейла и банков, которые уже прошли цифровую трансформацию, подтверждает, что первые компании, которые решатся на внедрение инноваций, выигрывают. Каждая сельскохозяйственная компания должна разработать собственную цифровую стратегию и с помощью комплексной цифровой платформы, такой, например, как SAP S/4HANA, создать среду для инноваций, которая поддерживает функциональные возможности и сценарии, необходимые для обеспечения человечества качественно изготовленными, здоровыми и доступными продуктами питания.

Читайте новый номер журнала НВ

Подписывайтесь на журнал НВ и читайте свежий номер прямо сейчас. Все подписчики также получают доступ к архивным выпускам журнала. Стоимость подписки на три месяца всего 59 гривен.

Подписаться и читать журнал