Зачем Украине национальная экономическая идея

2 августа 2018, 09:00

Первая попытка определить экономическое видение для Украины состоялась в прошлом году, когда пилотировалась идея среднесрочного государственного бюджета.

Все 27 лет независимости Украина фактически топчется на месте. Изменения есть, однако они не фундаментальные. Не произошло рывка, даже после Революции достоинства. Одна из причин – у нашей страны нет долгосрочного видения, нет единого ответа на вопросы "Что такое Украина?", "В чем ее особенность по сравнению с другими странами региона и мира?".

Видео дня

Проведем аналогию с бизнесом. Все успешные мировые компании, кейсы которых разбирают в бизнес-школах, создавались людьми с видением. В мире много компаний с хорошими финансовыми показателями, но не все из них могут сравниться со Starbucks или Apple, например. Ведь это не только прибыльный бизнес, но и сильные глобальные бренды, подтвержденные истории успеха, демонстрирующие силу большой цели.

У Украины есть политическое видение. Независимость – наше политическое видение. Украина – часть Евросоюза – это тоже наше политическое видение. Мы стали свидетелями того, как видение объединяет нацию, но экономического видения у нас до сих пор нет. Мы до сих пор не знаем, что уникального можем предложить миру. Например, Италия вполне логично ассоциируется с дизайнерскими туфлями, Япония с качественной техникой и автомобилями, а Эстония с применением ИТ-решений и в бизнесе, и в государственном управлении.

Украина, в свою очередь, ассоциируется с сырьевой экономикой, с экспортом зерна, металла и "мозгов". И никакой добавленной стоимости.

При этом базовые условия у нашей страны неплохие. Мы – большая страна, со значительным количеством образованного населения, с множеством природных ресурсов, с разнообразными ландшафтами, ведь в Украине есть и море, и горы. Имея много возможностей, нам нужно нащупать такие сферы, такую уникальную специализацию, такой вид деятельности, в котором мы можем быть лучшими в мире или хотя бы лучшими в регионе. Развивая "концепции ежа" Джима Коллинза для государственного управления, можно провести аналогию, что Украина, скорее, продолжает вести себя как лис, пробуя разные несистемные способы для достижения условной цели – роста благосостояния. И в то же время упускает возможности добиться существенного успеха, определившись с фокусом, как это делает еж.

Первая попытка определить экономическое видение для Украины состоялась в прошлом году, когда пилотировалась идея среднесрочного государственного бюджета. Это лишь первая попытка, но она свидетельствует о движении в правильном направлении. Но даже три года – это не срок, если мы говорим о будущем страны. Нужно смотреть дальше.

К тому же общее видение способно объединять, помогать двигаться вперед и легче относиться к временным трудностям.

У нас есть целый ряд планов Украина-2020, разве этого мало? Проблема в том, что дальше бумаги дело не пошло. Создается впечатление, что видение будущего для Украины есть только у МВФ.

Если говорить о дне сегодняшнем, то часто можно услышать мнение, что Украине нужно развивать аграрный сектор и сферу ИТ. Однако, эти сферы в существующем виде не обеспечат Украине долгосрочного преимущества. Наша ИТ-сфера – это в первую очередь аутсорсинг. То есть идеология ИТ-продуктов и решений создается в других странах, наши специалисты лишь выполняют для них узкие задачи. Добавленная стоимость в таком случае создается и остается не у нас. Кроме того, успех ИТ-сферы у нас, в частности, связан с внутригосударственной "налоговой гаванью". Так, украинские ИТ-специалисты по сравнению с коллегами, например, из Польши стоят меньше на сумму налогов. Похожая история и с аграриями.

Эта стратегия, хотя и привлекает покупателя на какое-то время, и создает некую индустриальную специализацию, но, по сути, ведет в никуда. Бизнесу же важно играть в долгую игру, а не зарабатывать краткосрочно "на комиссии" или "перепродаже мозгов". Мы должны ассоциироваться с добавленной стоимостью, с большей ценностью.

Нужно думать, в чем и как мы можем быть лучшими, думать, чего еще нет на глобальном рынке, искать ниши для страны. Одновременно нужно научиться достойно конкурировать с другими странами. Нужно обращать внимание на построение постиндустриальной страны и строить цифровую экономику – креативную и интеллектуальную. В эту сторону бежит весь мир. И нам нельзя застрять на сырьевом уровне.

Украинцы топчутся на этапе разбора текущего положения. При этом мы очень любим жаловаться на историю. Но более важный этап – это оценка того, в чем мы сильны, и что мы можем делать лучше других. Так строят видение в бизнесе. Нужно определить цели, представить некий результат, которого мы хотим достичь в долгосрочной перспективе и связать его с настоящим – понять, что нужно сделать, чтобы "нарисовать" эту картину и воплотить в жизнь.

Казалось бы, общая цель для Украины понятна – чтобы всем в стране жилось лучше. Кто-то может сказать – вот оно, видение, все просто. Но поскольку мы в основном "варимся внутри своего котла", получается, что у нас постоянно кому-то лучше живется за счет того, что другому живется хуже. Например, бюджетникам поднимают зарплату – бизнес платит больше налогов. Или государство повысило минимальную зарплату, при этом оставили систему ФЛП. То есть мы ищем возможность перетянуть деньги из одного места в другое. А на самом деле мы должны найти возможность больше зарабатывать, найти специализацию и создавать ценность, за которую в мире готовы платить.

Такие вопросы непросто решаются в бизнесе, и они на порядок сложнее для государства. Пока что в Украине на высшем посту не было личности, которая имела бы такое долгосрочное видение. Видение невозможно разработать, его нужно иметь, и с ним нужно определиться. А для этого нужно ознакомиться с многими идеями, и критично оценивать каждую. Следовательно, вопрос Идеи и Видения нужно поднимать активнее и чаще, и разрабатывать новые идеи на пересечении бизнеса, академической среды и гражданского общества.

Поэтому наша компания приняла решение обсудить эту тему на панельных дискуссиях в трех городах Украины. Первый круглый стол состоялся в конце июня во Львове, где мы вместе с представителями академической среды искали ответ на вопрос "Как формулируется национальная экономическая идея Украины?" Вторая дискуссия состоялась в июле в Одессе, где свою точку зрения высказали ведущие специалисты и предприниматели в сфере ИТ, креативной индустрии, аграрной промышленности и логистики. А в сентябре финальная дискуссия пройдет в Киеве вместе с представителями гражданского общества.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X