Зачем нужны карьерные советники

29 августа 2018, 16:00

В европейских странах институт карьерных советников эффективно внедрён в работу государственных служб занятости. Их главным заданием является повышение конкурентной привлекательности безработных.

Для государственной службы занятости создание института карьерных советников является инновационным решением. Что изменится и заработает ли государственная служба занятости эффективнее?

Видео дня

Перед государственной службой занятости стоит сложное задание – улучшить обслуживание клиентов и обеспечить трудоустройство граждан, совмещая их интересы, реальные знания и навыки с требованиями современного рынка труда. Первым шагом для достижения этой цели может стать создание института карьерных советников. Появление новых профессионалов в государственных центрах занятости станет реальностью, если Кабмин поддержит новый Порядок регистрации, перерегистрации безработных и ведения учёта лиц, которые ищут работу, проект которого был разработан Минсоцполитики при участии Офиса реформ Кабмина.

Кто такие карьерные советники?

Карьерными советниками станут сотрудники центра занятости. Они будут предоставлять услуги клиентам – гражданам, которые ищут работу, в том числе тем, у которых уже есть работа, но они хотят её поменять, зарегистрированным безработным и будут сопровождать таких лиц с целью их дальнейшего трудоустройства.

На какие услуги смогут рассчитывать соискатели, которые обратились в центры занятости?

  • На получение консультаций о возможностях трудоустройства или о начале предпринимательской деятельности, в том числе информации о вакансиях, о возможностях для самостоятельного поиска работы и выборе желаемого вида деятельности.
  • На содействие в получении услуг по профессиональной ориентации, профилировании, профессиональной подготовке, переподготовке, по формированию и развитию профессиональных навыков и компетентностей, которые пользуются спросом на рынке труда, в том числе при выборе или изменении вида профессиональной деятельности, при принятии решения вести предпринимательскую деятельность.

Конечно, карьерный советник не сможет самостоятельно предоставлять все эти услуги, но максимально быстро и профессионально поможет подобрать способ их получения и поставщиков.

Первые недели после обращения в центр занятости являются критическими. Поэтому повышаются требования к продуктивности работы самих центров занятости. Постепенно основные усилия сотрудников центров занятости будут направлены на трудоустройство клиента, а не на сопровождение безработных путём выплаты материальной помощи. Нахождение на учёте в течение нескольких месяцев при наличии реальных рыночных вакансий, которые могут удовлетворить запрос на работу, будет рассматриваться как недостаток в работе карьерных советников, принимая во внимание объективные причины невозможности трудоустроиться. С точки зрения уровня и качества обслуживания не должно быть разницы между теми услугами, которые предоставляются государственными центрами занятости и теми, которые клиент сможет получить в частных агентствах.

Как именно будут помогать гражданам карьерные советники?

К концу года должна быть разработана программа обучения и подготовки карьерных советников государственной службы занятости. Чем же они будут заниматься?

Во-первых, карьерные советники должны помогать лицам осознать их сильные качества, самостоятельно определить существующие конкурентные преимущества, в частности способности и навыки. Это поможет карьерному советнику совместно с клиентом составить индивидуальный план предоставления услуг или план трудоустройства, когда клиент будет осознанно воспринимать свои возможности на рынке труда.

Кроме того, карьерные советники смогут обучить, как самостоятельно искать работу, как готовиться к собеседованиям, как подготовить резюме, как избрать субъекта образовательной деятельности, который поможет усовершенствовать компетентность клиента, если это необходимо. Карьерные советники должны способствовать достижению реальных целей клиентов в трудоустройстве и помочь лицам избегать ситуаций, когда из-за неправильной оценки состояния рынка труда клиент сам препятствует собственному трудоустройству. Взаимодействие карьерного советника и клиента предполагает, что обе стороны будут взаимно способствовать подготовке к трудоустройству.

Во-вторых, карьерные советники должны поддерживать клиентов в принятии решений, связанных с карьерой. Например, консультировать клиентов по разработке долгосрочного плана профессионального развития, когда трудоустройство при содействии карьерного советника государственного центра занятости является лишь первым шагом в реализации такого плана. Карьерные советники должны мотивировать в достижении определённых целей, обучить работать с психологическими препятствиями и заинтересовывать клиентов проявлять проактивную и ответственную позицию.

В-третьих, карьерные советники на основании профессиональной диагностики и профессионального профилирования должны помочь клиенту составить и согласовать индивидуальный план предоставления услуг или план трудоустройства. Карьерный советник должен предоставлять услуги и нести ответственность за содействие в трудоустройстве, исходя из интересов клиента. При предоставлении услуг карьерный советник должен быть звеном, которое объединяет своего клиента с потенциальными работодателями, субъектами образовательной деятельности, другими структурными подразделениями центра занятости или частными агентствами. Поэтому ключевым показателем эффективности является скорость и качество трудоустройства.

В-четвёртых, карьерные советники должны предоставлять клиентам информацию про условия формального или неформального профессионального обучения, о преимуществах самостоятельного обучения, о перечне субъектов образовательной деятельности, из которых можно выбрать поставщика услуг, о рисках и особенностях получения образования или развития компетентностей за счёт фонда по безработице.

Не всегда содействие в трудоустройстве со стороны карьерных советников должно сопровождаться формальным обучением. Так как большинство клиентов государственной службы занятости уже имеют профессиональное или высшее образование, карьерные советники должны объективно оценить необходимость длительного обучения. Иногда достаточно поспособствовать развитию "мягких" компетентностей лица – коммуникабельности, инициативности, личной ответственности. Именно карьерный советник может посоветовать клиенту воспользоваться современными образовательными предложениями. Направление лица на получение нового формального образования должно стать исключением, а не постоянным правилом, так как заданием карьерного советника является не обучение, а трудоустройство.

В-пятых, карьерный советник должен эффективно мониторить предоставление услуг для "профессиональных" безработных - клиентам, которые отсиживаются, пользуясь возможностями статуса безработного; клиентам, которые одновременно являются зарегистрированными безработными и заняты в неформальном секторе экономики, или совершают незаконную трудовую миграцию.

Институт карьерных советников поможет не только в улучшении услуг для своих клиентов, но и повысит эффективность сотрудничества центров занятости с работодателями, так как сотрудники, которые будут трудоустроены при содействии карьерных советников, будут отвечать потребностям и запросам конкретных работодателей.

Если инициатива Минсоцполитики будет поддержана правительством, начнётся кропотливая работа по разработке профиля карьерного советника, подготовке и утверждения обучающей программы, отбору потенциальных карьерных советников для прохождения обучения. Амбициозным планом является запуск института карьерных советников с 1 января 2019 года.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X