Зачем бизнесу социальный маркетинг

21 сентября 2018, 14:00

В современном мире существует множество социальных вызовов как глобальных, так и локальных. Мы привыкли к тому, что решением социальных проблем занимаются общественные организации и государственные учреждения. Однако, такое положение вещей демонстрирует отсутствие значительного прогресса. Причиной являются ограниченные масштаб и ресурсы.

Потребность в инвестициях для решения социальных проблем растет с каждым годом. Так, в 2016 году общий размер социальных инвестиций составил более $22 трлн. Эта колоссальная сумма указывает на то, что решение социальных проблем измеряется даже не миллиардами, а триллионами. Учитывая эти данные, государственные и общественные структуры не в состоянии полноценно решить социальные проблемы такого масштаба, поэтому актуальным становится вопрос привлечения бизнеса к реализации социальных проектов и воплощение их в жизнь. Потому что только бизнес способен масштабироваться и создавать ресурсы.

Видео дня

Именно здесь рождается уникальная возможность для бизнеса - удовлетворять потребности клиентов и делать социальный вклад. Хотя решение социальных проблем не является основной его задачей, коммерческим структурам стоит думать иначе, поскольку социальные проекты могут не только сделать вклад в общество, но и способствовать решению важных бизнес-задач. Интегрируя социальную ответственность в бизнес модель, вы создаете ценность для компании и для общества (т.н. shared value, или взаимная ценность). Взаимная ценность - это создание экономической и социальной выгоды одновременно. Для бизнеса недостаточно инвестировать просто в социальные проекты, ему нужно сделать социальную ответственность частью свои ежедневной бизнес-деятельности. Например, маркетинговой.

Гармоничное сочетание маркетинговых целей с решением социальных проблем привело к возникновению новой концепции - социального маркетинга. Он заметно отличается от коммерческого. Коммерческий маркетинг - это создание ценности для потребителя с целью получения выгоды для организации. Социальный маркетинг - это адаптация коммерческих маркетинговых подходов в проекты, которые имеют целью повлиять на поведение целевой аудитории, чтобы улучшить ее благосостояние или благополучие всего общества, частью которого являемся все мы.

Понятие "социального маркетинга" появилось в 1970-х годах, когда Филипп Котлер озвучил мысль о том, что одинаковые маркетинговые принципы применяются как для продажи продуктов, так и для "продажи" идей. Возникновение социального маркетинга Котлер объясняет так: "В начале моей профессиональной деятельности все были уверены, что маркетинг - это продажа супов, бобов и другой еды. Я начал говорить о том, что маркетинг - это продажа любого продукта: вы приглашаете туристов в свой город - и это маркетинг населенного пункта; вы предостерегаете людей от курения - и это маркетинг определенного образа жизни. Я называл это социальным маркетингом".

Социальный маркетинг становится все более трендовым и эффективным инструментом продвижения бизнеса, его товаров или услуг. Сегодня это новый, креативный подход к реализации маркетинговых целей и внедрение социальных изменений, в рамках которого компания должна "определять" потребности, желания и интересы своей целевой аудитории и удовлетворять их эффективнее конкурентов.

Один из первых примеров в сфере социального маркетинга продемонстрировала компания American Express, которая направляла 10 центов с каждой клиентской операции по картам в фонд на реставрацию статуи Свободы. Всего за 4 месяца они собрали $1,7 млн, количество использованных карточек выросло почти в три раза и частота обращений клиентов по новым картам - почти в два раза. Свежим и похожим примером социального маркетинга в Украине стал нынешний проект компании BASF, в рамках которого 25 грн от продажи каждого продукта Архитект перечисляется на реставрацию объектов Шаровского дворцово-паркового комплекса, на Харьковщине.

Когда речь идет о продвижении или запуск продукта на рынок, большинство маркетологов тяготеют к использованию традиционных методов и каналов, однако социальный маркетинг позволяет выйти за пределы привычного, создать новую уникальную историю, совместить бизнес и социальные нужды. Такие проекты быстро находят отклик среди потребителей, выделяют вас среди конкурентов, меняют восприятие и отношение к бренду.

Потребителям импонируют компании, демонстрирующие заинтересованность в решении их желаний и потребностей, а также сложных социальных вопросов. Как результат, вы получаете больше лояльных клиентов. По результатам исследования компании Nielsen, 66% участников сказали, что они готовы платить больше за товары или услуги социально сознательных компаний. Социальная составляющая в отношениях между компаниями и потребителями становится все более значимой, а порой и решающей.

Социальные маркетинговые инициативе помогают дифференцировать ваш бренд среди конкурентов, поскольку вы позиционируете себя как компания, решившая идти на шаг впереди и способствовать развитию не только собственного бизнеса, но и социума. Взаимоотношения вашего бизнеса и общества столь же важны, как и отношения с клиентами. Причастность к решению социальных вызовов дает большую конкурентное преимущество вашему бизнесу.

Компании, которые исповедуют философию социального маркетинга, а не агрессивной назойливой рекламы, производят более позитивное восприятие у широких масс. Социальная стратегия также помогает укрепить корпоративную репутацию и улучшить имидж компании.

В Украине социальный маркетинг еще только развивается, но имеет неисчерпаемый потенциал. Не ограничивайте ваши идеи и усилия только ситуативными пожертвованиями на социальные цели. Бросайте вызов законсервированным подходам, делайте революцию в мире маркетинга.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X