По кому горят шины

0 комментировать
На этой неделе автомобилисты предприняли знаковый, хотя и малоэффективный шаг – подожгли шины на обочине магистральных подъездов к Киеву

Цель – привлечь внимание к законопроекту, который либерализирует систему ввоза подержанных транспортных средств из-за границы для личного пользования.

Акция не только малоэффективная, поскольку до начала парламентской сессии все равно еще две недели, но и крайне популистская. Настолько популистская, что побуждает к жесткому «хейтспичу» даже убежденных сторонников либерального рынка – впервые за мою карьеру как общественного эксперта...

В Украине действительно автомобилей с иностранной регистрацией год от года становится все больше. Однако пользуются ими в 98% случаев именно граждане Украины. Они вынуждены находить пробелы в законодательстве для того, чтобы ездить на надежных иномарках, избегая совершенно неоправданных требований украинской таможенной политики.

Владельцами автомобилей с литовскими или польскими номерами в Украине преимущественно становятся люди, которым банально не хватает средств на покупку иномарки из-за высоких заградительных пошлин. А запретить употребление авто с иностранной регистрацией Украина не вправе, так как это являлось бы нарушением международных договоров.

Итак, если вам хочется ездить на «Пассате» или «Гольфе» с пробегом, можно воспользоваться услугами иностранных юрлиц или нерезидентов и завезти авто из ЕС в Украину, скажем, в режиме транзита или в формате «временного ввоза».

В таком случае резидент не должен растамаживать авто, и статья 95 Таможенного кодекса, предусматривающая пребывание в Украине незарегистрированного авто сроком не более чем 5/10 суток, не действует, поскольку авто используется нерезидентом или украинцем по договору с собственником-нерезидентом в некоммерческих целях.

Не позднее, чем за год такое авто должно покинуть пределы Украины, иначе владельцу грозит административное взыскание. Однако эта проблема также решается, но чисто коррупционным путем. Пересечение в обратную сторону на бумаге оформляется, но сама машина давно находится разобранной на «ингредиенты» на СТО, прячущемся «под крышей» правоохранителей.

Инициаторы законопроекта 5567 предложили ввести довольно половинчатые меры – прибегнуть к условному освобождению от обложения таможенными платежами транспорт личного пользования, уменьшить плату за временный ввоз авто с иностранными номерами украинцами и контролировать транзитное перемещение этого авто в Украине. Механика последнего пока не ясна...

С точки зрения либерализации экономики – шаг, казалось бы, оправданный. Люди имеют право покупать вещи на глобальных рынках и пользоваться ими на легальных основаниях в некоммерческих целях. Интересы потребителя в условиях современного рынка не должны уступать интересам производителя.

Но не в Украине, где высокие ввозные пошлины были в свое время введены с целью протекционизма отечественного автопрома. Я, прочем, не уверен, что крупноузловые линии сборки некоторых лицензионных марок можно в принципе называть автопромом как таковым.

А является ли протекционизм стимулом для национального производства или рынка в определенном сегменте? Если речь идет о таком высокотехнологичном сегменте как автомобильный рынок – ни в коем случае. И это хорошо видно на примере украинских концернов ЗАЗ, «Богдан» и прочих «отверточных» артелей, где за два десятилетия протекционизма не произошло ни одного технологического прорыва.

Даже в лучшие времена производство и сборка легковых автомобилей в Украине едва достигало 400 тыс единиц в год, а в 2015 году его объемы упали до рекордно низкого уровня - 5 тыс. Вот, которую статистику демонстрирует Укрстат:

За два десятилетия протекционизма единственной национальной маркой авто стала «Таврия Нова». Посмешище, да и только!

Скажем, в Словакии в 2015 году было произведено более 1 млн авто. То есть 200 единиц на каждое авто, произведенное в Украине.

С протекционизмом, вне сомнения, стоит прощаться как с таксофонами на улицах. Целью протекционизма сегодня является исключительно поставить интересы некоторых украинских бизнесменов, своего рода «производителей», выше интересов миллионов украинских-потребителей. Таким образом, одни украинцы из своих карманов платят за интересы других. И это называется протекционизмом.

Вот наглядная демонстрация этого ценового абсурда на примере идентичного модельного ряда в Украине и Польше:

В сложившейся ситуации выигрывают только те, кто контролирует коррупционные и контрабандные каналы удовлетворения товарного спроса.

Но, возвращаясь к протестным акциям по предложенному законопроекту, должен констатировать: либерализация импорта автомобилей с иностранной регистрацией проблемы потребителей все равно не решит. Вернее, решая одну проблему – ценовых предложений на авто с пробегом, она создаст целый клубок проблем как экономического, так и социального порядка.

Прежде всего, потому что авто на незарегистрированных номерах крайне трудно отследить в случае правонарушения. Машину виновника разберут на запчасти в ближайшем «крышованном» СТО раньше, чем данные с видеорегистраторов свидетелей ДТП обработает полиция или МТСБУ. Никакой достоверной информации о владельце и его ответственности.

Неудивительно, что именно такие «бэхи» на литовских номерах лидируют в статистике уголовных преступлений.

Универсальным решением проблемы, которая давно вызывает возмущение у рядовых украинцев, есть только радикальное снижение таможенных и акцизных пошлин на импорт автотранспорта, прежде всего новых и экологически адаптированных моделей.

Защищать путем протекционизма украинский «автомусор», либерализируя завоз «автомусора» зарубежного – иначе как безнаказанным популизмом язык назвать не поворачивается.

Я, кстати, никогда не слышал, чтобы где-то жгли шины, чтобы в Украине, наконец, максимально распространили использование дорожных камер для фиксации нарушений ПДД или восстановили покрытие на городских автодорогах, где нередко разбиваются даже внедорожники.

«Универсальным решением проблемы является только снижение таможенных и акцизных пошлин на импорт автотранспорта, прежде всего новых и экологически адаптированных моделей»

Однако там, где есть чей-то популистских интерес, будут и шины, и тусовка в камуфляже, и камеры – правда телевизионные. Неважно, что бюджет от этого не выиграет ни копейки, а коррупция в дальнейшем будет оставаться непоколебимой, разлагая Украину неизлечимыми «схематозами».

В конце концов, отмена таможенных пошлин на автоимпорт должна стать частью национальной стратегии ликвидации заградительной экономической политики, в частности – 50%-ной пошлины на импорт сахара, антидемпинговых пошлин на удобрения, государственной монополии на спирт и еще кучи всякого протекционистской абсурда, за который украинцы рассчитываются из собственного кармана.

Журнал Новое Время №38

Тема номера — Спецназ Кремля. Российское ГРУ превратилось в монстра с многомиллиардным бюджетом, который смешит мир нелепым поведением своих «шпионов».

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: