Сколько стоит Rozetka и сможет ли Kaspi.kz повторить свой успех в Украине?
Прийдет ли новый игрок на украинский рынок, каким образом и кто от этого выиграет?
Kaspi.kz покупает Rozetka — так звучит самая громкая новость начала недели. Сразу несколько СМИ со ссылкой на надежные источники сообщили, что стороны ведут переговоры о покупке. И хотя пока нет никаких подтверждений от официальных представителей компаний, нисколько не сомневаюсь, что вопрос как минимум обсуждается на самом высоком уровне.
Зачем Kaspi.kz нужна Rozetka
Причина этой уверенности вовсе не в каких-то таинственных источниках. А в самой сути бизнес-модели казахской финтех-компании. То, что в Kaspi.kz называют модным словом SuperApp, на деле есть органичной смесью банковского и транзакционного бизнеса с онлайн-ритейлом.
Если исходить из предположения, что Kaspi хочет клонировать в Украине успех, полученный на родине, без покупки уже существующей в стране платформы никак не обойтись. А после покупки транзакционного бизнеса Portmone и банковской лицензии БТА, для полной картины не хватает только маркетплейса.
В действительности, не имеет решающего значения, кто именно из существующих игроков украинского рынка войдет в структуру Kaspi. Казахские инвесторы ищут подходящую платформу и в ближайшее время мы узнаем имя. Уверен, что ждать придется недолго.
Ставка на монополию
Не имеет смысла пытаться понять, в чем именно заключается секрет успеха Kaspi.kz. Каким бы ни было объяснение, оно будет в равной степени и справедливым, и ложным. Аналогичные проекты пробовали и пробуют запускать очень многие. Кому-то удается завоевать любовь потребителей, кто-то, невзирая на многомиллионные бюджеты, так и остается в роли догоняющего. К тому же, любое высказанное объяснение будет субъективным и может быть поддано справедливому сомнению.
Если исходить из предположения, что Kaspi хочет клонировать в Украине успех, полученный на родине, без покупки уже существующей в стране платформы никак не обойтись
Но цифры оспорить нельзя. К настоящему моменту приложением Kaspi пользуется более 10 млн граждан Казахстана. При том, что население страны составляет 18,7 млн человек, включая стариков и младенцев. В некоторых сегментах это делает Kaspi.kz, как минимум, бесспорным лидером. А как максимум — монополистом. Ситуативно это очень выгодное положение для бизнеса. Но у него есть масса недостатков. Главный из которых — отсутствие места для развития. Именно этим и объясняется агрессивная экспансия Kaspi на украинский рынок.
Но это же обстоятельство делает Kaspi.kz уязвимым. Монополия расслабляет, сильно затормаживает любой бизнес, делает его громоздким, чрезмерно бюрократичным и неповоротливым. Там, где стартап даст результат через месяц, монополисту понадобится год.
Но в Украине Kaspi.kz не сможет получить удобного монопольного положения на всех рынках, необходимых для реализации их бизнес-модели. Покупка Rozetka решает очень сложную задачу, но не всю систему уравнений. Потому я вовсе не сторонник панических настроений, которые сейчас можно встретить на рынке.
К тому же, похоже, в Kaspi и сами отлично понимают свою уязвимость. Этим, похоже, и объясняется поспешность, с которой они выходят на рынок, а также вероятное намерение приобрести крупнейший в стране онлайн-маркетплейс.

Сколько может стоить Rozetka