Как построить свой бизнес на основе ценностей

18 декабря 2019, 16:45

По моему убеждению, большей эффективности достигают именно компании с собственной системой ценностей. И вот почему

Как изменится бизнес со временем? Развитие искусственного интеллекта, технологий и общества — тема для множества дискуссий и прогнозов. Но, одно дело — предусматривать, а другое — формировать это будущее. Его развитие связано с инновационным мышлением и построением бизнеса на основе ценностей.

Видео дня

Бизнес-среда изменчива и динамична. Каждую секунду происходит изменение потребностей и вкусов потребителей, рост и снижение спроса. Амбициозных проектов множество, конкуренция — невероятная. Поэтому главное в данном случае — очень четко понимать интересы и потребности целевой аудитории. Успевать не только находить интересные предложения, но и вовремя трансформироваться.

По моему убеждению, большей эффективности достигают именно компании с собственной системой ценностей. Эту концепцию поддерживает Филип Котлер, которого в журнале «Financial Time» назвали «человеком, который вывел маркетинг из периферии». Маркетинговая модель Филиппа выделяет несколько стратегий развития предприятий.

Деятельность компаний, направленная на максимальное накопление продукта — это маркетинг 1.0. Такой тип был присущ экономике в промышленную эру, когда центральная роль отводилась продукту. Со временем выбор стал больше и покупатели смогли выбирать альтернативные варианты.

Маркетинг, который направлялся на потребителя и удовлетворение его материальных потребностей — назван 2.0.

Маркетинг 3.0 фокусируется на человеческой душе. Следуя ему компании удовлетворяют ценностные потребности человека. Они ориентируются на желание потребителя сделать пространство вокруг лучшим. Решение социальных и экологических проблем становится таким же важным для компаний по продаже продукта.

Следующий этап развития — маркетинг 4.0, переход к диджиталу.

5.0 — это социальная ответственность компаний, когда они инвестируют в культуру, науку, охрану окружающей среды.

Сегодня активно развивается маркетинг 3.0 — 5.0. Это переход от простого производства продукта к удовлетворению нравственных потребностей и правил покупателя. Так компании рассматривают потребителя не как существо, просто заполняющее пространство вещами комфорта. Фокус смещается на ценности человека, его желание улучшить мир.

Ценность для потребителя характеризует пять основных составляющих предложения компании:

 — физические свойства продукта;

 — сервисное обслуживание;

 — информационные характеристики (имидж, известность, бренд)

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

 — цена предложения и условия оплаты (финансовые характеристики);

 — технология потребления продукта, перерастает в культуру потребления;

 — социальная ответственность компании.

Что нужно для того, чтобы создать бизнес, основанный на ценностях и ценностный продукт/услугу

Ценности должны стать базисом корпоративной культуры компании. Подход компаний с собственным видением мира выводит бизнес с уровня простой коммерции. Потребители могут выбирать из альтернативных вариантов экономически обоснованный, качественный предмет/услугу. Вещи становятся возможностью производителя донести свое видение мира. А клиент — выбрать ту компанию, ценности которой ему подходят. Как с косметикой, не тестировавшейся на животных: одним это важно, другим — нет.

Мир знает много историй стабильных компаний, которые годами придерживаются одних и тех же ценностей. В структурах с сильной корпоративной культурой они становятся «стержневыми правилами игры», которые помогают выстоять в годы кризиса. Такие компании, как Apple (под руководством Стива Джобса), Intel, Microsoft, Southwest Airlines четко следовали своим ключевым принципам, не отступая. Они имели собственные правила игры, в которые верили. Без них компаниям в трудные времена не хватит силы продолжить дело.

Упомяну кейс «IKEA». С момента создания компании в 1952 г. изменились материалы, механизмы и крепления. Но миссия осталась. Уже 67 лет IKEA понимает, почему людям важен комфорт. Компания трансформируется при изменении восприятия «комфортной зоны». Это и делает ее успех долгосрочным и выделяет среди других фирм. Или другой пример — компания рекомендательного бизнеса «Amway», которая придерживается основ маркетинга 3.0 еще с начала деятельности. В 1959 г. Рич ДеВос и Джей Ван Андел основали фирму, в основу которой положили свое видение мира. Правильные ценности компании не изменились с тех пор: Свобода, Семья, Надежда и Награда. Эти ценности интегрированы как в процесс разработки товаров, так и в бизнес-процессы между партнерами и целевой аудитории. Это позволяет компании стабильно развиваться и достичь дохода в $8,8 млрд в 2018 году.

Итак, вот для чего интегрировать ценности в корпоративную культуру компании:

 — они повышают привлекательность компании у целевой аудитории, которую частично определяет своими ценностями производитель;

 — для построения системы управления, не требующей излишней регламентации и постоянного контроля;

 — для создания культуры, при которой сотрудники начинают «мыслить» и руководствоваться в принятии решений ценностями компании.

А как наполнить бизнес ценностями?

Предприниматель самостоятельно должен понять, какую проблему он будет решать продуктом/услугой. Знание, зачем его работа нужна людям, будет подпитывать деятельность. Стоит вести бизнес в социально-ответственном ключи и уважать закон. Нужно заботиться об окружающей среде и помогать общинам, в которых работаете.

Основные ценности, которые потребуются в бизнесе: ориентация на потребности потребителя, честность и открытость к себе и покупателям, гарантии безопасности и качества. Из своего опыта скажу, что такие социальные проекты, как «Жизнь в стиле ЕСО», направленный на сохранение окружающей среды, бизнес-курс для молодежи «MESH» или проекты в рамках культурной дипломатии «Под Звездой Пинзеля» и музей этнографии «Наследие» вдохновляют нас с женой создавать ценности в середине нашего бизнеса и обществе вокруг нас.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X