Как начать бизнес в 16 лет и не стать «взрослым серьезным человеком»

4 декабря 2019, 13:17

Взрослость в том, чтобы счастливо и осознанно валяться в песке, а не в том, чтобы стоять в чистой одежде и с серьезным лицом на берегу

Катерина Михалко стала соосновательницей компании Nuka в 16 лет. Сейчас этот стартап оценивают в $1 млн. На TEDxYouth@Kyiv в Киеве Катерина рассказала о своем опыте и главных инсайтах. НВ Бизнес делится важными моментами ее выступления, а также полным видео презентации.

Видео дня

Я хочу задать вопрос: сколько вам лет? Вслух произносить не нужно. Ответили? А теперь представьте, что у вас нет паспорта, и год вашего рождения нигде не зафиксирован. Сколько лет вы бы себе дали? А теперь сравните ответы на оба эти вопроса. Одинаковые ли они?

Меня зовут Катя и я хочу поделиться тем, что на первый взгляд кажется невозможным — как можно влиять на изменения своего возраста и как благодаря возрасту можно увеличивать количество возможностей в своей жизни.

Для начала скажу честно мой возраст в паспорте, и моё ощущение своего возраста сильно отличаются. Для того чтобы объяснить почему это так, расскажу пару фактов о себе:

— Я была в Антарктиде и больше чем в 30-ти странах. Я обожаю путешествовать одна и часто это делаю;

— Уже 4 года я вегетарианка;

— Я основатель стартапа, который базируется в Америке, а производит свои продукты в Азии;

Еще раз привет, я Катя и в паспорте мне 18 лет. Но по количеству событий, которые у меня в жизни были я ощущаю себя старше.

Вопрос возраста

На протяжении последних нескольких лет я не нахожусь в окружении своих сверстников. Так получилось потому что 4 года назад я влюбилась в маркетинг и прочла все возможные книги на эту тему. Я была единственным ребенком в своем классе, у кого учителя забирали книги на уроке, вместо телефона. Потому что я читала о маркетинге на уроках химии и биологии.

Мне не нравилось, что у меня не было возможности развиваться в направлении, которое я люблю, и в 15 лет я решила уйти со школы и окончить её удаленно. Тем более в тот момент меня пригласили на работу в рекламное агентство.

Сначала я долго объясняла родителям почему мне больше не нужно ходить в школу, а потом долго объясняла на работе почему у меня нет паспорта. Я начала работать и делать рекламу для самого крупного мобильного оператора в стране, для беговых кроссовок, которые мы все знаем. Это был важный этап в моей жизни.

Не смотря на то, что тогда я еще не выросла, я что-то поняла. В командах со мной были люди, которые старше меня на 10-летия, но мы работали над одними и теми же проектами соответственно наше количество возможностей для профессиональной реализации было равным. В тот момент важность паспортного возраста пропала в моей голове.

Но что же тогда определяет объем возможностей если не количество прожитых лет?

Откуда берутся возможности

Общественное положение, карьерные достижения, среда/окружение, ценности и уровень отношения с другими людьми, особенный опыт — это все включает в себя один термин- «социальный возраст».

Слышали ли вы когда-то фразу: «Я еще молод для этого»? Для того чтобы начать свой бизнес, устроиться на работу мечты или для того чтобы влиять.

Да, возраст безусловно определяет объем возможностей в нашей жизни. Только не паспортный возраст, а социальный. И тут у меня есть хорошие новости: в отличии от паспортного возраста, на свое социальное взросление мы можем влиять. И скорость этого взросления зависит тоже от нас.

Стартап

Ярче всего я почувствовала это, когда ушла с работы в рекламном агентстве и мы с командой начали свой стартап. Бизнесом никто из нас до этого не занимался, а цели у нас были большие.

Мы хотели сделать продукты, которые навсегда изменят модель использования канцелярии. С командой мы убрали все ограничения, и намечтали, какими должны быть блокнот и карандаш. А что если канцелярией можно будет пользоваться в бассейне или в Космосе? А что если блокнот и карандаш будут вечными?

Начали мы с гаража. Мы нашли у друга гараж и сделали там первые прототипы. То что я читала книги по маркетингу на уроках химии не помешало нам сделать подходящий сплав для карандаша в гараже. Мы выучили много информации, перепробовали десятки разных металлов и в итоге добились нужного результата.

В результате мы создали технологическую канцелярию: водонепроницаемый блокнот, который можно переписывать нескончаемое количество раз, и металлический карандаш, который пишет как обычный карандаш, но при этом никогда не закончится и им можно пользоваться вечно.

Партнеры сделали для нас новый дизайн канцелярии. Который в этом году выиграл самую престижную дизайн премию в мире- RedDot.

У нас была мечта, чтобы человек с любой точки Земли мог купить наши продукты. Мы привлекли инвестиции и открыли компанию в Америке, а налаживать производство начали в стране в которой никогда не были и языка которой не знали — в Китае.

Мы работали над конструкциями и химическими формулами для продуктов, нанимали сотрудников, подписывали контракты. Каждый день я сталкивалась с задачами выполнение которых многим казалось нереальным. В один день мы решили отправить наш блокнот и карандаш в Космос, чтобы показать выносливость продуктов. И мы это сделали.

Иногда мне кажется, что за 2 года пока я занималась этим проектом я прожила опыт на полных 15 лет жизни. Я научилась влиять на свои карьерные достижения, на общественное положение и на свою среду

Иногда мне кажется, что за 2 года пока я занималась этим проектом я прожила опыт на полных 15 лет жизни. Я научилась влиять на свои карьерные достижения, на общественное положение и на свою среду. Когда увеличивался уровень задач и проблем, с которыми я могла справиться, я безусловно взрослела социально.

Во время проекта я начала жить шире рамок собственной жизни. Когда мы запустили продажи более 1 500 человек купили нашу канцелярию за один месяц. И я почувствовала, как-то, что я когда-то делала с друзьями в гараже, может найти отклик у тысяч людей по всему миру.

Главное правило

Зимой мы с командой поехали на самую большую выставку электроники в США — CES. У нас там был свой стенд. Конференция длилась 4 дня, поток людей там огромный, могло быть такое, что за день нужно рассказать о своем продукте одинаковый текст больше 1 000 раз.

И вот через несколько дней после окончания конференции я уже в Сан-Франциско, еду в такси и получаю сообщение от знакомого, который слушает подкаст экс-вице-президента Microsoft о трендах, которые он увидел на CES.

И в конце этого подкаста он суммировал свои впечатления и рассказал о нашей канцелярии. Я еду в такси, включаю подкаст, слышу как он подробно рассказывает о функционале нашего продукта с упором на то, как эмоционально ему презентовали канцелярию на стенде, и именно это его зацепило.

И в тот момент в такси я сформулировала для себя правило, которому следую до сих пор: я делаю все с 100% отдачей и фокусом, а если не могу или не хочу сделать это так, я не делаю этого вообще. Я применяю это во всех сферах жизни: в общении, в работе, в учебе. Тогда в такси я задумалась о том, что вице-президента Microsoft никто из нас не узнал, но мы проводили презентацию на 100% для каждого человека и поэтому у него остались позитивные впечатления, которыми он решил поделиться.

Как я могу прожить этот момент на 100%?

А давайте представим как бы изменилась жизнь каждого из нас если бы мы задавали себе вопрос: «Как я могу прожить этот момент на 100%?». И не только ответственные моменты, а любые. Например ты стоишь в очереди в самолет. Ты можешь просто там стоять, а можешь познакомиться с соседом справа. И возможно он станет твоим другом или проинвестирует твой бизнес.

Правило 100% помогает увеличить качество проживаемого нами опыта. И по-моему мнению, именно качественный и уникальный опыт определяет социальное взросление.

Быть как все?

Главный враг уникального опыта — это общепринятые модели поведения. Одну из них мы все знаем: школа- университет-красный диплом, если повезет — работа в офисе. С ней стало модно бороться. Но я хочу вам рассказать о менее заметных моделях, которые негативно сказываются на нас.

Недавно я была в Барселоне и мы с моим другом гуляли. Мы пришли к фонтанам, они правда выглядели красиво, был вечер, знаете такой приятный момент, когда можно прочувствовать жизнь. Люди там были со своими семьями. И они все фотографировали. Около 200 человек стояли с телефонами и снимали. В этих людях я увидела себя. Себя с 9 000 фотографий на телефоне. И мне стало интересно, какая часть этих фотографий наполнена смыслом и важностью для меня, а сколько фотографий являются символом того, что я перестала искать уникальное.

В путешествиях принято все фотографировать — это и есть одна из общепринятых моделей поведения. Раньше я тоже так делала. Я фотографировала когда летела в самолёте, пила кофе и смотрела красивый закат. Меня заинтересовало, как путешествуют мои друзья. Я им свои фотографии не показывала, но уточнила если ли у них фотография кофе, заката или окна самолета. Мне прислали много одинаковых фотографий люди, которые не знакомы между собой.

Анализируя это я заметила одну важную вещь. Я часто фотографирую то, что принято, но редко — то, что действительно нравится мне. И я начала делать по-другому. Новый мир на фото сильно отличается от того, что я делала раньше.

Я решила удалить все фотографии кофе, закатов, Бруклинский мостов и оставить у себя на телефоне только ценные и уникальные фотографии — которые отображают мой мир. Из 9 тысяч фотографий осталось меньше трех тысячи. Но теперь каждая фотография в галерее на моем телефоне несет смысл.

Подобная галерея существует внутри каждого из нас. Только вместо фотографий там хранится прожитый нами опыт и ощущения. Там создается определенная комбинация культур, звуков, картинок

Подобная галерея существует внутри каждого из нас. Только вместо фотографий там хранится прожитый нами опыт и ощущения. Там создается определенная комбинация культур, звуков, картинок.

Каждый из нас принимает решение сфотографировать что-то, и точно так же каждый принимаем решение о проживании опыта.

Несколько месяцев назад я шла с ужина по дороге. На мне было много одежды: кроссовки, плащ, в руках телефон, а справа от меня был пляж и океан. На берегу гуляли какие-то люди. А мне очень захотелось поваляться в песке.

Конечно в голове появилось много аргументов, почему желанию нужно сказать «нет». Вся одежда будет в песке и даже кроссовки, и вообще я уже взрослый человек. У меня свой бизнес, я подписываю бумажки, которые называю контрактами, в конце концов мне целых 18 лет. Я слышала, и не один раз, словосочетание «взрослый серьезный человек». А этот поступок точно серьезным назвать нельзя.

Тут я остановила свой поток мыслей вопросом, который хочу сейчас задать вам: Будет ли отказ от того, чтобы поваляться в песке считаться признаком взрослости?

Я пошла, легла в песок и сделала фото. Одна из немногих фотографий, кстати, которую я не удалила.

Я лежала и понимала, что сделала максимально взрослый поступок. Потому что осознала своё желание и между возможностью исполнить его и страхом — я выбрала возможность. Потому что получила новые эмоции, и соответственно уникальный опыт, который обеспечивает моё развитие.

Как по мне, взрослость — она в том, чтобы счастливо и осознанно валяться в песке, а не в том, чтобы стоять в чистой одежде и с серьезным лицом на берегу.

Она точно не измеряется абстрактными цифрами в паспорте- она измеряется тем количеством уникальных моментов, которые вы прожили и их качеством. Взрослость определяет количество возможностей в нашей жизни. И самое хорошое то, что каждый из нас способен влиять на свою взрослость.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X