Как и почему я закрыл запорожский и киевский офисы

10 июля, 15:39

Еще до ковида ребята из Кремниевой долины умудрялись строить компании без офисов, в первую очередь из-за стоимости недвижимости. Чем мы хуже?

Еще 5−7 лет назад для меня работа вне офиса или удаленка в стиле фриланс казалась утопией и низкоэффективной историей с точки зрения производства IT-продуктов. Но все изменил 2020 год и приход ковида. Глобальные карантины, локдауны, и закрытие целых городов привели к тому, что компаний, которые работают удаленно, появлялось все больше. Естественно, первенство в скорости и качестве перехода держала IT-индустрия. Мне сложно было с этим смириться — я материальный человек, застрявший в догмах бизнеса формата 2000-х. Но наша компания достаточно слаженно перешла на новый формат работы и получение продукта в условиях карантинов и на скорую руку оборудованных хоум офисов. Уже через 2−3 месяца я понял, что вовлечение и часы активной работы у 80% сотрудников компании начали расти. Это было связано с тем, что из интересных задач у многих остались сугубо рабочие (таски, проекты, обучение новой технологии, улучшение продукта). Вовлечение и результат очень сильно выросли и для меня это было неожиданно.

Видео дня

Уже через некоторое время ограничительные меры начали ослабляться и потихоньку офисы начали заполняться людьми. Но так и не дошли до заполняемости больше 30−35% от доковидной. С этим моментом мы вроде как смирились — во время локдаунов у нас в команде появились люди с 12 городов Украины, а физических офисов было 2. Запорожский — самый первый и большой порядка 1 000 квадратов (с кальянной, теннисом, настольными футболами, приставками и комнатами отдыха) и киевский — 300 квадратов. В таких реалиях мы и провели 2021-й год и начало 2022-го.

Когда россия напала на Украину, мы всего на пару дней выпали из рабочих задач и каждый решал свои проблемы с безопасностью. После этого все активно продолжили свою работу. Естественно, война это новое для нас явление, и непонятно было, сможет ли вообще компания выжить и как она будет работать в таких экстраординарных условиях. Тут свою лепту внес коронакризис, который научил нас работать с разных уголков Украины, и мы смогли отлично отработать 117 дней в плане производства продуктов, но пока не в плане прибыли. Над этим сейчас активно работает коммерческая часть нашей команды.

Почти сразу стало понятно, что в офис никто не придет. И это состояние может продлиться месяцы, а, может, и годы. Пришло осознание уже после 3 месяцев войны, что бизнес не утратил свою функциональность без физических рабочих мест в офисе, кучи рабочих станций (которые просто стоят на столах и стареют), огромного количества вспомогательной техники и мебели. Я ощутил, что офис — это некий реликт современности Украины. В какой-то момент арендодатели начали уменьшать арендную скидку и превращать офисы в «чемоданы без ручек». Фактически мы начали платить за склады по цене офисов, в которых находиться невостребованная техника и другие вещи. С точки зрения финансового кризис менеджмента понятно было, что нужно делать — срезать затраты, которые не влияют на количество производимого компанией продукта. И это точно были офисы. С другой стороны вступила в игру эмоциональная привязка, ведь мы обставляли, разрисовывали, любили эти рабочие пространства. В запорожский офис проинвестировано было порядка $150 тыс. и в киевский — порядка $30 тыс.

Самое сложное в такой момент здраво посмотреть на ситуацию и цифры. Во-первых офисы пригодятся очень не скоро, во-вторых уже в первые дни войны стало понятно, что адекватно забрать технику и сервера в удовлетворяющем нас режиме не получится. Так зачем оставлять косты, которые лучше распределить на команду. И зачем подвергать риску данные, которые находятся на рабочих станциях и серверах компании. И еще за все это время в офисах побывало до 3−5 человек — пару раз предотвращали пожары в серверной.

После пройденных вирусных и военных кризисов нельзя приравнивать наличие офиса у компании к признаку ее существования. Мы живем в прогрессивное время, где все может быть виртуальным. А линии коммуникации должны быть отлаженными, чтобы избежать лишнюю бюрократию и не потерять скорость производства. Офис точно уже не равен компании, не равен команде, не равен энергии и не равен прибыли. Просто подумайте об этом.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X