Укрпочта: выжимать прибыль или обновить

16 июля 2018, 13:00

Давайте решать, что делать Укрпочте: оставаться по всей стране, обновить и развивать ее инфраструктуру или сократиться до пределов, обеспечивающих рентабельность, и тихо умирать, как это делали лет 20 до этого.

Не увольнять людей и содержать убыточную сеть, повышать зарплаты, но не повышать тарифы (в компании, где зарплаты – 75% расходов), а также быть прибыльной – ни Укрпочта, ни любая другая компания не сможет работать по подобным противоречивым правилам. Но вот что реально можно сделать.

Видео дня

Конечно, доходность является главным результатом ведения бизнеса и многие критически оценивает деятельность Укрпочты за последние два года, апеллируя именно к тому, что компания всегда была в плюсе. Действительно, предприятие до 2016 года имело положительный финансовый результат. Но можно ли его считать положительным не только математически, но и по сути? Ниспадающее качество обслуживания клиентов, стареющий и выведенный из строя автопарк, увеличение сроков доставки, самые низкие в стране зарплаты работников, пешие почтальоны в селах, бумажные каталоги, заброшенные отделения. Вот те составляющие, которые годами формировали прибыльность компании. Можно ли было и дальше резать расходы под стремительно падающую доходность? Возможно, но не легче ли просто одним решением закрыть это все и вообще не терять время? Нет – потому что это означало бы лишить села последнего форпоста цивилизации, который в большинстве стран мира субсидируется государством именно для того, чтобы эту цивилизацию удержать. Почта Франции получает более €500 миллионов в год от государства, Словакии – €12, Казахстана – €14, Италии – €900 и др.

И не надо рассказывать о том, что нужно все быстро приватизировать и на место госпредприятия придут частные игроки. В ближайшие годы не придут. В стране, где есть более 7 тыс. сел с менее 100 жителями, а 10,2 тыс. – с населением менее 500, учитывая большое расстояние и состояние дорог, частным компаниям работать не выгодно. Достаточно взглянуть на количество банковских отделений (было 10,5 тыс., стало 9 тыс. за два года). Также нельзя сравнивать деятельность экспресс-перевозчиков, которые привозят посылки только тогда, когда они есть (не сами, а через сторонние ФОПы), и почты, которая должна предоставлять услуги, даже если это только два письма в день.

Но выход есть. В 2016 году инфраструктура компании имела такой вид: 30% автопарка с нулевым пробегом, просто лом; 80% некомпьютеризованих отделений с 11,5 тыс.; 100% ручной сортировки; почти потерянный рынок посылок в Украину.

Мы представили четкую стратегию развития компании и впервые в истории Укрпочты занялись ее развитием и обновлением. Что нам удалось: обновили шестую часть автопарка – новые машины позволили сделать новые магистральные маршруты (теперь доставка в областные центры – в течение суток), запустили услугу курьерской доставки, дали старт пилотному проекту «почтальона на авто»; закупили 8,3 тыс. компьютеров – 1900 сельских отделений будет впервые автоматизировано и подключено к интернету, а персонал уже обучен ими пользоваться; здороваемся и улыбаемся – ежемесячно количество положительных оценок работы отделений тайным покупателем растет; повысили зарплаты производственному персоналу на 36%, управленческому на 18%, а айтишникам на 143%, теперь последние реально работают, а не держат в Укрпочте трудовые книжки; мобильное приложение, чат боты, оповещения о посылке в вайбер – теперь это все и о нашей компании; мы оптимизировали тарифы и наладили систему быстрой доставки, для сравнения – в 2016 году предприятие осуществило доставку 46,7 тыс. экспресс-отправлений, сегодня почти такое количество посылок Укрпочта Экспресс мы доставляем ежедневно; и напоследок – доход компании начал расти, + 22,7% или почти на 2 млрд грн за эти два года.

Развитие компании не осталось незамеченным и для международного сообщества. Украина поднялась сразу на 7 ступенек и заняла 33 место в рейтинге Всемирного почтового союза. Нам удалось обойти такие страны, как РФ и Казахстан, национальные почты которых получают миллиардные дотации из бюджета, Испанию, Данию, Саудовскую Аравию. И все это в условиях высококонкурентного внутреннего рынка и без копейки из государственного бюджета Украины.

Все перечисленное сделано благодаря привлечению в команду компании нового профессионального топ-менеджмента на рыночных принципах. Люди почему-то хотят видеть на руководящих должностях талантливых волонтеров, но так не бывает. Мы работаем на рынке и должны быть конкурентоспособными во всех направлениях, в том числе и в условиях труда. Кстати, за эти же два года предприятие сэкономило на прозрачных закупках полмиллиарда гривен – именно благодаря талантливым специалистам нашего департамента закупок.

Если последние два года – это были уборка мусора за предыдущие годы и развитие фундамента на строительной площадке, то за следующие 3-5 лет компания готова кардинально изменить инфраструктуру страны, а именно: наладить современную почтово-логистическую систему во всей стране, создавая возможности для развития сельской медицины и фермерства; финансовая инклюзивность – обеспечить доступ к финансовым услугам всем гражданам страны (37% которых даже не имеют базового счета) и улучшить соответствующие международные рейтинги Украины; создать новый почтовый транзитный хаб, который обеспечит международное позиционирование Украины как логистического игрока; изменить качество персонала, его количество и условия труда, а также корпоративную культуру в компании.

Чтобы продолжить реформы и догнать современность мы должны принять тот факт, что предприятие нуждается в дальнейшем обновлении и значительных инвестициях. В то же время компания должна выровнять регулируемые тарифы, ведь сейчас они являются одним из главных факторов несения расходов. Так, например, тариф на доставку печатных изданий обеспечит себестоимость этой услуги только с 1 января 2019 года, а тариф на доставку пенсий не пересматривались с 2004 года. Но зарплаты почтальонов выросли, суммы пенсий, которые они носят, выросли, количество пенсионеров уменьшилось, а расстояния, которые должны пройти наши сотрудники, – единственное, что никогда не изменится. Вот и имеем сервис, который компания предоставляет в минус. Деньги, которые мы могли инвестировать в повышение заработных план работников и обновления, мы направляем на покрытие расходов от предоставления этих услуг. Итак, замкнутый круг – здесь заработали, здесь просубсидировали. Раньшее хватало, а теперь не очень.

Давайте решать, что делать предприятию: можем оставаться по всей стране, развивать инфраструктуру и финансовую инклюзивность, обновить компанию и превратиться в ключевого украинского и международного игрока почтово-логистического рынка; а можем сократиться до пределов, обеспечивающих рентабельность компании, и тихо умирать, как это делали лет 20 до этого.

Все эти два года изменений компании прежде всего стали возможными из-за внедрения адекватных мировых практик корпоративного управления. Именно поэтому, следуя лучшиим его традициям после завершения срока действия контракта я подал в отставку. До 31 августа текущего года я буду исполнять обязанности генерального директора предприятия – таким образом у акционера, у государства, есть время определиться с решением – что оно хочет получить от Укрпочты – развитие бизнеса и инвестиции в инфраструктуру, выполнение только социальных функций или получение прибыли уже сегодня, и какая команда для этого нужна.

И последнее. Я, как никто другой, управляя компанией в 74 тыс. человек, где одни из самых низких заработных плат в стране, понимаю, что их надо повышать. Но классика экономики говорит о том, что основным источником повышения зарплат является повышение эффективности. Выше я уже говорил, что такое повышение придет частично через инвестиции в основные средства и новые технологии. Но этого недостаточно. Пока мы будем тратить миллионы на выполнение еще советских норм кодекса законов о труде и иметь миллионы бухгалтеров, по тем же правилам советского бухучета считающих бумажки, мы не сможем двигаться дальше. Поскольку в следующие 10 лет за каждым адекватным работником, учитывая демографические тенденции и иммиграцию, будут бегать 10 работодателей. Все эти устаревшие законы защищают тех, кто не желает работать в ногу со временем, но при этом не дают достаточно ресурсов, чтобы повышать зарплаты тем, кого нужно удержать от поездки на работу за границу. Надеюсь, что депутаты услышат, возможно, не сейчас, а хотя бы после избирательной кампании, чтобы страна не потеряла главное, что она имеет – лучший человеческий капитал.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X