Как фасады искажают публичное пространство Киева
Входная группа — девять кругов ада для бизнеса.
В 1920 году основатель сети отелей Конрад Хилтон открыл золотую жилу на первом этаже своих отелей. Он понял — если помещение на первом этаже сдавать в аренду магазинам или ресторанам — это в разы повышает посещаемость и доходность отеля. С тех пор эта модель вышла далеко за рамки гостиничного бизнеса и экспансировала практически на все виды недвижимости в крупных городах — как коммерческую так и жилую.
По понятным причинам тенденция адаптировать первые этажи зданий под коммерческие объекты пришла к нам совсем недавно. И то, что мы видим сегодня — трудно назвать наследием, достойным дедушки Конрада.
А что, собственно, мы видим? Фасады и витрины на любой вкус (точнее — безвкусицу) с пестрыми вывесками, рекламными лозунгами, лестницами-царями и «вырви глаз» цветами стен. И уже не важно — это историческая часть города или спальные районы. Этой пейзажной какофонии мы волей-неволей уделяем 80% визуального времени — именно столько внимания мы подсознательно отдаем окружению на уровне наших глаз.
Современные фасады: мы тебя слепили из того, что было
Когда-то, почти во всех жилых домах на первых этажах были обычные квартиры. С развитием бизнеса и ростом активности городов жить на первых этажах стало некомфортно, зато коммерческий спрос на такие помещения вырос. Жители начали продавать свои квартиры под нежилое назначение. Основными клиентами стали магазины, отделения банков и другие предоставители потребительских услуг. Понятно, что успех такой деятельности зависит от заметности, а это, как следствие — яркая вывеска, заметные фасадные окна и двери, вечерняя (порой дневная) иллюминация. Но количество таких помещений росло и началась конкуренция за видимость. Это означает все большие и большие вывески, яркие цвета, громкая музыка. Здесь должна бы вмешаться администрация города, чтобы остановить этот фасадный «шанхай». Но отсутствие четкого подхода и понятных правил вместе с коррупционной составляющей чиновников не способствовали решению проблемы.
Когда фасадная битва достигла своего апогея, город наконец проснулся и начал собственную борьбу с вывесками. Порядок наводится точечно, неупорядоченно и с переменным успехом, но процесс запущен. Для нас, горожан — это хороший знак, со временем нашему глазу, есть же надежда, станет возможным наслаждаться величественными улицам столицы, а не праздничной нарезкой из рекламы.
Меньше приятного для предпринимателей, особенно для тех, кто в настоящее время принял решение о бизнесе с отдельным входом в помещение с фасадными витринами, местом под рекламную вывеску и благоустройством прилегающей территории. Собственно, — входной группой, как это принято в экспертных кругах.

В нынешних реалиях, процесс создания входной группы для владельца бизнеса напоминает блуждание Данте в «Божественной комедии» — нужно пройти не один круг ада, где в качестве мучителей — чиновники, решалы, квалифицированные и не очень подрядчики, соседи
Тем не менее, сделать квартиру нежилым помещением, устроить вход на улицу, обустроить фасад и прилегающую территорию — миссия выполнимая. Успех данного дела зависит от ряда факторов: желания и настойчивости владельца бизнеса, опыта и компетенций всех подрядчиков процесса. Или одного профессионального партнера, который реализует весь процесс.
Входная группа как конкурентное преимущество
Итак, из-за отсутствия четких норм по созданию и обустройству входных групп, как результат имеем большое количество фасадов, которые откровенно портят вид города, просто не вписываются в публичное пространство столицы, ситуация на сегодня неоднозначна. С одной стороны, реализовать такой проект стало сложнее, с другой — это открывает новые возможности для создания конкурентных преимуществ. Если ваш фасад гармонично вписываться в общую архитектуру, дополняя ее и украшая, будет предусмотрено комфортное передвижение пешеходов, вход для людей с дополнительными потребностями, паркоместа для клиентов
Конечно, все это должно быть согласовано и задокументировано, поскольку существует уже достаточно прецедентов демонтажа самовольных пристроек, что в результате наносит финансовые и репутационные убытки.
Моя рекомендация: если вы планируете строительство входной группы — начните с консультации у компании или специалиста, который предоставляет такие услуги. Этот рынок непростой — есть мошенники, которые обещают по демпинговой цене «порешать» все вопросы и затем исчезают, но есть также и порядочные профессионалы, которые успешно реализуют такие проекты.