Что бывает, когда тарифы ЖКХ утверждает местная власть

17 мая 2019, 10:30
Цей матеріал також доступний українською

Чем дальше от Киева, тем выше тарифы?

Споры, кто именно должен утверждать тарифы на услуги ЖКХ ведутся не один год и даже не десятилетие. Казалось бы, существует очевидный ответ, что орган местного самоуправления, лучше знает специфику работы своих предприятий и может быть эффективным регулятором. На местах должны оперативно реагировать на экономические вызовы и изменять тарифы так, чтобы они были доступны для оплаты населением но не вгоняли в ущерб коммунальные предприятия. С другой стороны ситуация, когда владелец предприятия (то есть власть) сам утверждает себе тариф и его никто не контролирует, создает большое поле для злоупотреблений.

Видео дня

Процесс тарифной «децентрализации» начался давно. Сначала из-под регулирования были выведены небольшие предприятия. В сфере теплоснабжения процесс передачи утверждения тарифов на места состоялся из-за непонятной нормы обеспечения потребителей менее 90 -% учетом. То есть, нету счетчиков - устанавливаешь тарифы сам. И кто скажет, что предприятия заинтересованы в обеспечении 100% учета?

Поэтому многие крупные ТКЭ, манипулируя этой нормой перешли под регулирование местных властей. Например, Киевтеплоэнерго, Житомиртелоенернго, Луцктепло, Тернопольтеплокоммунэнерго. НКРЕКУ, в новом составе, хотела эту норму отменить, но столкнулась со значительным сопротивлением органов местного самоуправления. Интересным примером в этом противостоянии является Житомир, где под крыло городской власти вернулась теплосеть (сейчас имеет тарифы на тепло выше среднего показателя по стране и это при том, что из городского бюджета в Житомире выделяются миллионные суммы на их поддержку).

Известно, что многие водоканалов имеют значительные сверхнормативные потери, которые НКРЕКУ не может и никогда не заложит в тарифы на воду. Причину таких потерь предприятия объясняют изношенностью сетей, на ремонт которых ни у кого нет средств. Однако вода, которая идет в никуда, - это не только изношенность сетей - это и скорость устранения аварий, что невозможно сделать без диспетчеризации и при отсутствии учета в многоквартирных домах, и незаконные врезки в сети, о которых может и догадываться водоканал, но без нормальной системы мониторинга никто этого проконтролировать не в состоянии. Возникает логичный вопрос: почему хотя бы проблема коммерческого учета в многоквартирных домах не решается практически во всех водоканалах?

На примере Житомирского водоканала, который также горит желанием перейти под крыло местной власти, можно сказать, что деньги от повышения тарифа могут пойти на покрытие бесхозяйственности. Так, на предприятии в процентном значении общие потери составляют около 54% и хочет чтобы ему дополнительно компенсировали еще 16,5% сверх нормы. Яркие показатели в гривнах: Комиссия не позволяла включать в тарифы 38 млн грн в год или лишних 2 грн в каждом кубе воды. Сомневаюсь будет ли такой же принципиальной местная власть.

С регулированием тарифов Житомиртеплокоммунэнерго в НКРЕКУ достаточно богатый опыт. Могу вспомнить как, находясь под регулированием Комиссии, предприятие долгое время пыталось согласовать в инвестиционной программе установку счетчиков стоимостью 100 тысяч гривен каждый. И это в то время, когда остальные теплокоммунэнерго закладывали в инвестпрограмму счетчики со средней стоимостью 40 тысяч гривен, то есть отклонения от рыночных цен составило 2-5 раз. Похожая ситуация и с теплосетями: например, переложить 1 метр теплосети в городе Черкассы (лицензиат НКРЕКУ) с диаметром 133 мм стоит 1500 грн без НДС, сколько это стоит в городе Житомире (лицензиат ОМС)? Именно из-за таких моментов инвестиционная программа Житомиртеплокоммунэнерго и не была согласована. Но достаточно было изменить регулятора и под дружественным крылом власти Житомира тепловики утвердили инвестпрограмму со счетчиками более чем в 2 раза дороже рыночной цены.

Кроме этого, ни один лицензиат органов местной власти не проверялся на выполнение лицензионных условий, поэтому состояние соблюдения структуры тарифов и выполнения инвестиционных программ таких предприятий абсолютно неконтролируемо.

Сейчас раздаются упреки в сторону НКРЕКУ на несовершенное регулирование от некоторых водоканалов, которые считают, что их тарифы необходимо значительно повышать. Некоторые хотят вернуться под регулирование органами местного самоуправления, которые, по их мнению, будут повышать тарифы значительно больше и чаще, чем это пока делает Комиссия. Но куда пойдут средства от повышенного тарифа? И главное, если у вас вырос тариф в 2 раза - это означает, что до вас добралась тарифная децентрализация и повышение произошло не из-за неотложных нужд предприятия, а из-за личных потребностей вашего городского головы.

Специально для НВ Бизнес 

Больше мнений – в разделе Эксперты НВ Бизнес

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X