Как ГФС оказалась посередине конфликта

0 комментировать

Прошедшая неделя запомнилась резонансными решениями Кабинета министров Украины.

Во-первых, правительство решило изменить подчинение Государственной фискальной службы и забрать ее у Минфина себе. Но этого было недостаточно: Кабмин исключил Минфин из перечня ведомств, чье согласование является обязательным для документов, представляемых на рассмотрение правительства. Угрожают ли эти решения правительства финансовой стабильности страны?

Последний раз вопрос подчинения ГФС был на повестке дня несколько лет назад. Тогда решили подчинить эту службу Министерству финансов, поскольку именно Министерство финансов разрабатывает политику по наполнению государственного бюджета.

В общем, в истории Украины были разные подходы к подчинению в пределах Кабмина. Однако, на сегодняшний день стратегия реформы государственного управления предполагает минимальное количество государственных учреждений, которые подчиняются Кабинету министров. Кабмин – это совокупность министров, которые приходят на заседания и голосуют, а не отдельная организация, в которой работают штатные работники и получают за это зарплату. Соответственно, КМУ не может управлять крупной организацией, в которой работают десятки тысяч человек. Такой подход следует применять и к подчинению ГФС.

Отдельно стоит выделить другую проблему – отсутствие реформ в Государственной фискальной службе, которые вновь застопорились после правительственного решения отменить им же согласованный ранее план реформы. К сожалению, каждый раз изменения в ГФС заканчиваются заменой первого лица. Обычно премьер-министр или президент назначают на должность человека, которому они доверяют, чтобы через него контролировать денежные потоки и принятие решений в ГФС, и этим реформа и ограничивается.

Следовательно, как один лишь пример, до сих пор есть проблема для украинского экспорта из-за усложненности и коррумпированности таможенных процедур. Соответственно, мы не в полную силу используем возможности, которые предоставляет зона свободной торговли с Европейским Союзом. Нереформированность Государственной фискальной службы создает проблемы и для проведения налоговой реформы. Например, политически крайне трудно что-то делать с упрощенной системой налогообложения, которая является источником системных злоупотреблений, пока честные предприниматели не будут бояться работать на общей системе.

На сегодня решение о переподчинении ведомства, принятое во время заседания Кабмина, не опубликовано. К сожалению, уже укоренилась практика, когда решения, принятые на заседании правительства, и опубликованные, отличаются. Иногда якобы принятые решения не публикуются никогда и не вступают в силу, или же это происходит через несколько месяцев. Поэтому стоит подождать официального опубликования.

Еще хуже намерение лишить Министерство финансов права "заворачивать" предложения других министерств.

В случае, если эта инициатива реально заработает, любое министерство сможет провести через правительство решение, которое приведет к разбалансировке государственных финансов. Кроме того, очень часто Министерство финансов стояло на страже большей эффективности расходования бюджетных средств. Например, какая-то инициатива министерства могла не нарушать закон о бюджете направления, но приводила к менее эффективному использованию выделенных денег.

На текущий момент, это решение существует только в статусе поручения премьер-министра подготовить изменения в регламент правительства. И поскольку согласование Минфином зафиксировано в регламенте, изменения в регламент должны быть проведены в соответствии с определенной процедурой. Такие изменения должно согласовать Министерство юстиции. Но подобный подход, когда институциональные решения становятся заложниками личных конфликтов, вызывают удивление и разочарование.

Мы уже получили негативную реакцию от наших иностранных партнеров. МВФ заявил, что последние решения Кабмина не соответствуют принципам сотрудничества с нашей страной и угрожают срывом финансирования. Лишь в 2018-2019 годах Украине нужно выплатить почти $11 млрд внешнего государственного долга. И если Украина останется без новых поступлений от МВФ, то скорее всего нас постигнет мощный финансовый кризис. Кризис будет не менее мощный, чем в 2014-2015 годах, когда золотовалютные резервы страны (а именно из них придется выплачивать долги), упали до минимального уровня.

Лучшим выходом из ситуации для всех сторон было бы остыть. И премьер-министр, и министр финансов принадлежат к политикам, стоящим уважения. Оба прислушиваются к международным партнерам Украины. Возможно, именно они могли бы выступить в роли медиаторов, и остановить этот конфликт, который несет особую угрозу для страны в политически и финансово сложный предвыборный год.

«Диалоги о будущем»

Новое Время представляет: «Диалоги о будущем» с Уильямом Тейлором, Павлом Шереметой и Дмитрием Кулебой.

Киев-Вашингтон-Брюссель
Какое место занимает Украина в этом треугольнике? Какой нашу страну видят в Европе и США?

Прийти на лекцию
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: