Как Украина госдолг (не) платит и что будет дальше

19 сентября 2020, 09:00

Третий квартал в разгаре, время возвращать деньги внешним кредиторам, но вот беда — денег нет. Для Украины такая ситуация уже стала традицией. Но в 2020 году она как никогда грозит катастрофой.

А все потому, что нам феерически не везет. Именно сейчас наша страна должна выплатить особенно большую сумму — 346 млрд грн, плюс 154 млрд — на обслуживание самих долгов. Это почти половина украинского бюджета. Огромная сумма.

Видео дня

А теперь вспомним, что из-за коронакризиса поступления в госбюджет упали до психологической отметки. Практически нет внешних инвестиций: только за первый квартал зафиксирован отток в размере 1,6 млрд грн. И показатели внешней торговли тоже идут вниз, в результате отрицательное торговое сальдо пробило очередное дно, увеличившись в августе с 1,9 до 2,2 млрд грн.

Словом, все плохо. В этом году денег в бюджете не просто мало, их меньше обычного.

Что в таких условиях делает власть?

Умудряется испортить отношения с МВФ — главным спонсором нашего относительно спокойного будущего. Ведь только кредитами едиными Украина и спасается уже почти 30 лет.

Сначала Владимир Зеленский внезапно и без вразумительных объяснений меняет состав своего правительства — первый тревожный звоночек.

Потом уходит в отставку Яков Смолий, появляются слухи о давлении на Нацбанк и желании власти искусственно повысить курс доллара до 30 грн. Даже если такого желания не было и все слухи — бессовестная ложь, но просто допустив их, руководство страны уже испортило себе карму. Ведь независимость НБУ — одна из основ сотрудничества с МВФ.

Итог закономерен: с большим трудом согласованный в мае транш уже летом просто повис в воздухе.

Неразбериху в отношения с кредитором вносит и недавний конфликт вокруг выборов руководителя САП. Это вообще очень деликатная ситуация.

МВФ ведь не дает деньги просто так. Только в обмен на реформы. Но вот реформы у нас весьма специфичны

МВФ в целом заинтересован в работе органов НАБУ и САП, они — так сказать, его опора, гарантия того, что экономика будет работать по принятым на западе нормам. Эта гарантия возможна лишь в том случае, если во главе того же САП будет стоять лояльный по отношению к реформам МВФ человек. Если нет, то все перемены будут буксовать, спонсировать Украину в таком случае кредиторам уже неинтересно.

Украинские власти это понимают и пытаются провести голосование на максимально выгодных для себя условиях. Проще говоря, пытаются усидеть на двух стульях.

Еще не все

Видимо решив, что недостаточно накосячило, наше правительство решило пойти дальше и скупить ВВП-варранты. ВВП-варранты — это обязательство Украины заплатить кредиторам долю от прироста собственного ВВП в случае, если рост последнего превысит 3%, а его номинальное значение превысит $124 млрд. В 2019 году эти показатели были достигнуты, так что в 2021 году страна обязана выплатить первый транш своим кредиторам в размере приблизительно $40 млн. А если украинский ВВП вдруг вырастет до 4% и более, то и сумма последующих траншей тоже увеличится. В общем, платить предстоит много и долго.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Поэтому в правительстве решили не платить, а вместо этого — выкупить все обязательства. Тем более цены на них из-за кризиса заметно упали. В итоге в августе государство скупило 10% от общего количества варрантов. Но зачем?

Этим шагом Украина сэкономила себе всего $4 млн — именно столько от 40 млн долларов составляет 10%. Но за эти 10% страна заплатила около $275 млн, то есть в разы больше. Вдобавок эту сумму потратили в самый разгар кризиса и во время проблем в отношениях с МВФ. Что хуже, 10% выкупленных варрантов ничего не решают, поскольку в ходу остаются еще 90%, по ним все еще нужно платить в 2021-м. И раз уж Украина проявила интерес к этим бумагам, цены на них неизбежно вырастут, скупиться по дешевке уже не получится.

Как знать, возможно, у власти есть некий гениальный план, или она просто надеется на выкуп оставшихся обязательств за счет других займов. Но такой подход в любом случае нельзя назвать полностью обоснованным.

Сейчас кризис, нужно вкладывать в поддержку бизнеса и общества, обеспечивать спрос и предложение. Так поступают в Европе и США. Украина же отдает все свои деньги кредиторам, оставляя экономику дрейфовать. Но, возможно, в этом и кроется главная цель?

Если отечественное ВВП так и не достигнет 4% в обозримом будущем — выплаты по оставшимся варрантам тоже отсрочатся. Тогда и скупать их в ближайшее время не придется.

Что дальше?

Неопределенность. Но я бы посоветовал готовиться к худшему. Без кредитов украинской экономике придется тяжело, а осенью, к тому же, ожидается второй виток экономического кризиса. Какие сюрпризы подготовит коронавирус — тоже пока неясно.

Но это не значит, что все будет совсем плохо. Убежден, свой транш от МВФ Украина все-таки получит, но будет это не в начале осени, как все хотели изначально, а ближе к концу года, а то и в начале следующего. А вот до тех пор затягиваем пояса. Инфляция, скачки курса доллара, рост цен и урезание бюджетных выплат — вот что нам грозит в ближайшей перспективе. Плюс к ним — новые непонятные законы.

МВФ ведь не дает деньги просто так. Только в обмен на реформы. Но вот реформы у нас весьма специфичны. Закон 1210, например. МВФ настаивало на его принятии, потому что хотела исправить проблемы в налогообложении КИК прежде всего. Украина зачем-то пошла еще дальше и ввела целый вагон новых норм, от которых бизнес до сих пор в шоке. И не только. Заместитель исполнительного директора в МВФ от Украины Владислав Рашкован прямым текстом заявил, что «так законы принимать нельзя».

Тем временем, дабы выбить новый транш, правительству придется пообещать кредитору новые реформы. Остается только надеяться, что они не будут такими же непродуманными, как закон 1210.

Что делать бизнесу и гражданам?

В таких условиях лучше перебдеть, чем недобдеть. Поэтому я бы рекомендовал бизнесу сделать все, чтобы нарастить экспортные продажи — последние сейчас куда выгоднее импортных, ввиду непредсказуемости рынков и границ. Также нужно обеспечить доступ к валютной выручке, особенно если в структуре себестоимости есть валютная составляющая — учитывая ситуацию с негативным платежным сальдо и постоянно растущим внешним долгом, есть очень большой риск сильной девальвации национальной валюты.

Частным лицам традиционный совет — вести накопления в разных валютах. По максимуму избавляться от гривны. Инвестировать в драгоценные металлы: золото/платина/палладий. Осторожнее относиться к кредитам. Не делать слишком больших покупок, а если и делать — то только после тщательного обдумывания. Диверсифицировать источники доходов тоже не помешает. В кризис это всегда полезно.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X