Вторая волна COVID-19: что с электронной коммерцией и логистикой в Украине и мире

10 декабря 2020, 07:50

В Украине и многих странах Европы снова вводят карантин. Как он повлияет на онлайн-ритейлеров и логистических операторов?

Европа закрывается на локдаун, ведь во многих странах количество новых случаев заражения COVID-19 превысило показатель в несколько десятков тысяч. Франция, Германия, Испания, Италия и другие государства ввели или национальные карантины, или серьезные ограничительные меры по борьбе с коронавирусом.

Видео дня

Первая волна коронавируса внесла серьезные изменения в работу ритейлеров. Часть была вынуждена закрыться, а подавляющее большинство перешло в онлайн — сейчас мы наблюдаем бум электронной коммерции и серьезную трансформацию способов доставки. Что меняется со второй волной?

Новая реальность

Для полноты картины стоит упомянуть, как на отрасль повлияла первая волна пандемии. Она началась в феврале-марте и многих, если не всех, застала врасплох. Невозможность физического контакта заставила бизнес переходить в онлайн, а тех, кто уже был здесь — адаптироваться к большим нагрузкам.

Немного данных. По оценкам Global-e, за первое полугодие 2020 ecommerce продажи во всем мире выросли более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В США период с апреля по июнь стал рекордным по расходам людей в интернете — показатель вырос на 45%, каждый пятый потраченный доллар приходился на онлайн. В Британии появилось 16 тыс. компаний в сфере электронной коммерции. А по данным IBM индустрия за время пандемии обогнала пятилетние прогнозы.

В Украине тоже наблюдался рост. На самом деле, в этом году наша страна стала лидером по росту ecommerce в Восточной Европе, об этом свидетельствуют данные Euromonitor International. Судьба электронной коммерции составила 8% от общих розничных продаж в стране — показатель вырос почти на 50%.

Наши данные также подтверждают эту тенденцию. Например, во время весеннего карантина количество посылок из иностранных интернет-магазинов увеличилось на 40−45% и сейчас мы доставляем в Украину посылки напрямую с более сотни иностранных сайтов.

Все это свидетельствует о том, что 2020-й — в частности весна в этом году — стал переломным для электронной коммерции. Но на этом ее резкий рост не заканчивается.

Второй локдаун

Сейчас ограничения начали вводить во всей Европе. Во Франции объявили полноценный локдаун — все магазины не первой необходимости будут закрыты. Подобные мероприятия для торговых точек приняли в Бельгии, Ирландии, Чехии и Англии.

Ограничения уже начинают сказываться на ритейле. Например, в Великобритании посещаемость торговых заведений снизилась на треть еще в октябре — когда о возможном локдауне только говорили. Теперь же, по данным Springboard, в ноябре-декабре показатель уменьшается более чем на 50% по сравнению с прошлым годом.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Эти прогнозы дают нам почти все основания предполагать, что электронная коммерция продолжит стремительное развитие. И, скорее всего, снова выйдет на пик. Есть оценки, что продажи вырастут на треть — но они могут быть куда выше.

Четвертый квартал года в ритейле называют «золотым». Все потому, что на него приходятся главные распродажи года — Черная пятница, Киберпонедельник, акции к Рождеству. И вероятно второй локдаун «перенесет» их в онлайн.

Задатки тренда уже можно было наблюдать на примере масштабной распродажи от Amazon — Prime Day. В этом году, по данным самой компании, доходы продавцов составили $3,5 млрд — это на невероятные 60% больше, чем за прошлый год.

В Украине же, по нашим прогнозам, количество посылок из зарубежных интернет-магазинов увеличится на 15−20% — это меньше, чем во время первой волны, но все еще существенный рост. Вторая волна точно повлияет и на дальнейшей развитие индустрии. В Euromonitor International оценивают, что к 2025 году доля электронной коммерции составит уже 11% от общих розничных продаж.

Логистика

Возникает вопрос — а как ритейлеры планируют организовать доставку такого большого объема товаров? Прежде всего следует сказать, что сама по себе доставка, разумеется, не прекратится, как и во время первого локдауна.

Во-вторых, ритейлеры еще с весны увеличивают свои мощности. Главный тренд здесь — расширение складов. Спрос на соответствующие здания размером в более чем 20 тыс. м² — их еще называют big box — за первую половину этого года увеличился на 50%.

Кроме того, в этот период компании традиционно нанимают сезонных рабочих — но ситуация требует куда больше таких работников, чем обычно. Amazon, например, возьмет на работу 100 тыс. человек — в дополнение к 175 тыс., которых наняла еще весной из-за пандемии. Анализируя опыт первой волны, мы, например, сформировали кадровый резерв курьеров в случае второго локдауна.

Пандемия изменила и способы доставки — можно быть уверенным, что во время очередного карантина разница станет еще более ощутимой. В США весной курьеры стали чуть ли не главными людьми в логистике — 70% посылок передавалось именно с их помощью. Сейчас, вероятно, стоит снова ожидать их звездный час.

Крупнейшие ритейлеры размещают все больше локальных фулфилмент-центров. Costco, например, инвестировала сотни миллионов долларов в компанию Innovel Solutions, которая как раз занимается «последней милей». А Target теперь делает ставку на купленную фирму Shipt для доставки день в день.

В Украине вырос спрос на ряд услуг из сферы логистики. Так, востребованными стали бесплатная доставка, отслеживание посылок и бесплатное возвращение — это данные от того же исследования Euromonitor International. Мы в Meest также наблюдаем, что все больше людей пользуются этими возможностями.

Кроме того, мы видим, что аудитория все больше стремится обмениваться вещами быстро.

Не стоит забывать и о формате почтоматов — в ближайшем будущем он станет серьезной альтернативой традиционным отделениям. Весной, когда началась пандемия, почтоматы стали, наверное, самым безопасным способом обмена вещами. Их удобство также никуда не исчезло — оформление занимает буквально минуту-две, кроме того человеку не нужно стоять в очередях.

Спрос на почтоматы как вырос весной, так и не падал после — а сейчас все идет к тому, что он будет почти доминирующим. Могу сказать по нашему опыту, что с каждым месяцем почтоматами пользуются все больше людей — рост составляет примерно 15−20%. У автоматических терминалов огромная перспектива в Украине, и, скорее всего, пандемия только ускорит их распространение.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X