Впечатляют ли результаты экономики в 2018 году
Рост экономики пока сложно назвать впечатляющим и текущий квартальный результат вполне сопоставим с текущим прогнозом МФВ на весь 2018 год.
На одной из последних конференций Премьер-министр Владимир Гройсман кратко отчитался о росте экономики и качества жизни, отметив, что за 1 квартал реальный ВВП вырос на 3.1% (больше, чем ожидалось), а промышленность и реальные зарплаты в 2018 году выросли на 2.5% и 11.8% соответственно (вероятнее всего – данные о промышленности и зарплатах приведены за январь-май 2018 года).
К сожалению, рост экономики пока сложно назвать впечатляющим и текущий квартальный результат вполне сопоставим с текущим прогнозом МФВ на весь 2018 год (3.2%). Изучая структуру ВВП можно отметить, что в 1 квартале было не так уж много драйверов (то есть отраслей, которые бы росли существенно быстрее экономики). Если опустить субсидии (которые тоже входят в состав ВВП), таких отрасли было всего четыре:
- Торговля (+5.8%) - восстанавливающиеся доходы украинцев продолжают уходить в магазины.
- Информация и телекоммуникации (+4.9%) – только ради этого нужно было как можно быстрее выдать мобильным операторам 3G/4G лицензии.
- Финансовая и страховая деятельность (+9.7%) – банковская система наращивает прибыльность после списаний и фиксации убытков 2016 и 2017 годов.
- Операции с недвижимостью (+3.7%) – рост строительства в прошлом году составил почти 27%, что поддерживает и рынок операций с недвижимостью
Несложно заметить, что все драйверы находятся в сфере услуг, и ориентированы преимущественно на внутренний рынок, то есть на доходы населения (которые реально растут). Этого пока объективно мало для обеспечения стабильного роста в 5-7% ежегодно, на которые способна украинская экономика в случае наличия инвестиций. Во время одного из выступлений Иван Миклош упоминал, что согласно исследованиям, долгосрочный рост более 5% возможен только в том случае, когда соотношение инвестиций к ВВП составляет не менее 25%: на данный момент – это отношение по расчетам МВФ составляет около 17%, то есть дополнительно Украине необходимо около 8% от текущего ВВП, или $9-10 млрд ежегодно. Это возможно только в случае эффективного проведения реформ и привлечения иностранных инвестиций, так как таким внутренним ресурсом (на многолетней основе) Украина пока не располагает.
Как можно заметить, промышленность выросла меньше, чем ВВП (по уточненным данным – рост в первом квартале составил 2.4%, а за январь-май – 2.6%) и не стала драйвером роста экономики. Несмотря на это, результат все равно можно считать относительно неплохим, так как в прошлом году роста промышленности практически не наблюдалось (+0.4% по результатам года). С драйверами роста тоже все не так хорошо, как хотелось бы, так как рост промышленности преимущественно обеспечили:
- Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха (+4.2%) – благодаря росту тарифов
- Добыча металлических руд (+3.9%) – за счет благоприятной ценовой коньюнктуры (особенно если помнить, что во второй половине года вполне возможен сильный спад цен из-за потенциальной торговой войны между США и Китаем)
- Производство кокса и продуктов нефтепеработки (+7.1%)
- Производство химической продукции (+41.6%) – за счет благоприятной ценовой конъюнктуры
К сожалению, рост промышленности пока является нестабильным, и по-прежнему сильно завязан на внешнюю ценовую конъюнктуру (в первую очередь – на металл, нефть и газ)

Что же касается зарплат – то они действительно растут. Это связано как с повышением минимальной зарплаты в 2018 году (+16.3%), так и с объективным сокращением предложения рабочей силы из-за миграции. Позитивный момент в увеличении доходов населения состоит в росте затрат и тех отраслей ВВП, которые с ними связаны (например, торговли). Однако без повышения продуктивности труда рост зарплат – это и увеличение нагрузки на предприятия и сокращение конкурентоспособности украинской продукции на внешних рынках. Рост продуктивности труда обеспечивается в том числе за счет инвестиций в капитал, которых по-прежнему сильно не хватает.
Здесь круг, пожалуй, замыкается: для быстрого роста экономики нужны инвестиции, для восстановления промышленности нужны инвестиции и даже для роста продуктивности труда нужны инвестиции, а для инвестиций нужны реформы, которые традиционно идут медленно.
Безусловно, у правительства и парламента все еще есть козыри в рукаве: например, одной из реформ, которые могут дать существенный толчок росту экономики, является открытие рынка сельскохозяйственной земли. В самом благоприятном сценарии (если землю можно будет покупать нерезидентам) это можно достаточно быстро увеличить приток иностранных инвестиций, которые так нужны для интенсивного роста.
К сожалению, времени у Украины не так уж много, особенно в свете многомиллиардных выплат 2018-2020 годов. Такое положение создает дополнительные риски, но делает Украину все более зависимой от программы МВФ, а значит у украинских властей остается все меньше аргументов для оттягивания необходимых реформ и шансы выйти из порочного круга низкого роста у Украины есть.