Пять возможностей, которые украинским предпринимателям стоит использовать сейчас
Фраза о том, что каждый кризис — это окно возможностей, стала мемом еще в начале пандемии.
Трудно воспринимать банальность, когда речь идет о реальных вызовах: сначала — физическая невозможность работать (для ресторанного бизнеса пандемия была серьезным испытанием), теперь, в условиях полномасштабной войны, — о потере бизнеса, активов, имущества или даже жизни.
Однако если отбросить эмоции и посмотреть на опыт предпринимательства за годы пандемии и время с момента вторжения, можно увидеть, как украинский бизнес в большинстве своем удачно проходит проверку на прочность, адаптируется и в чем-то даже становится сильнее.
И не использовать возможности, которые столь дорогой ценой открылись перед нами — как минимум странно.
1. Рыночные условия на глобальных рынках
В разные годы у GastroFamily был опыт работы на зарубежных рынках: сначала — в Испании, потом — в Польше. Разница с тем, что я наблюдаю сейчас — колоссальная.
Хотя заведения в Испании (Валенсия и Барселона) и Польше (Варшава) работали достаточно эффективно с точки зрения рентабельности, они требовали постоянного фокуса внимания. И именно в этом заключалась основная причина того, почему я наконец продал их другим владельцам. Чтобы развивать бизнес на европейских рынках, необходимо было либо находиться там постоянно, либо жить на 2−3 страны.
Во-вторых, мы сталкивались с множеством локальных ограничений. Главное из них — большие сложности с наймом украинцев на работу. Мы должны отдавать предпочтение «локалам», даже если они не были мотивированы работать из-за того, что рыночные ставки зарплат в индустрии были не намного выше различных гарантированных социальных выплат.
Сейчас все изменилось кардинально. Правительства европейских стран максимально заинтересованы в том, чтобы украинцы, из-за войны войны оказавшиеся за границей, как можно скорее начали себя обеспечивать, а в идеале — создавали рабочие места для других украинцев.
Наконец-то мы получили возможность вести бизнес в равных рыночных условиях.
Дополнительный стимул выходить на глобальный рынок сейчас, а не когда-нибудь позже — это внимание мира к Украине и украинцам. Его можно использовать сразу в двух направлениях: привлечь внимание к своему бизнесу, привлечь внимание к уровню продуктов / сервиса / ценностей, создаваемых украинцами.
Юрий Ковриженко открывает в Лондоне украинское бистро с украинской командой, Ольга Копылова продолжает тиражировать бренд «Черноморка» в Европе. Мы с GastroFamily уже обработали более 200 заявок на открытие заведений по нашей франшизе и, согласно первым подписанным договорам, заведения брендов «Белый Налив» / БПШ / Mushlya и другие в ближайшее время появятся в Германии, Польше, Великобритании и Румынии.

2. Возможность создания мощных сообществ
Об особенностях найма я уже написал раньше. Но я хочу подчеркнуть, что бизнес всегда выходит за пределы просто создания продукта и получения прибыли. Он всегда о ценностях и сообществах.
Украинские предприниматели — антикризисные менеджеры уровня «бог», которые на протяжении всей своей истории знают, как преодолевать любые вызовы
И сейчас миллионы оказавшихся за рубежом украинцев имеют шанс стать послами Украины и украинского, создавать украинские и проукраинские международные сообщества, объединенные общими ценностями. Эти новые связи, обмен знаниями, взглядами и навыками — важная основа для развития в будущем. Это возможность вместе стать заметнее в глобальном мире.
3. Возможности для применения навыков антикризисного менеджмента уровня «бог»
Я искренне убежден, что люди, которые могут вести бизнес в Украине, смогут это делать где угодно. Просто потому, что я не представляю, чем нас можно испытать таким, что мы еще не проходили.