Воздушная инициатива: тайный меморандум
На круглом столе Министр инфраструктуры Владимир Омелян объявил о снижении министерством аэропортовых сборов в аэропорту Борисполь и рассказал о позитивном эффекте, который ожидается от этой инициативы. Инициатива, безусловно. прогрессивная, если бы не контекст.
Как стало известно, в марте 2017 года Мининфраструктуры тайно подписало меморандум с компанией Ryanair, которой пообещало привилегированные условия работы на украинском рынке. «Тайно», так как министр попытался скрыть существование документа от общественности. На круглом столе Владимир Омелян не подтвердил и не опроверг факт подписания меморандума.
К сути меморандума
Ryanair были обещаны такие цены в аэропорту Борисполь, которые и тогда, да и сегодня объективно не доступны ни одному перевозчику, работающему на украинском рынке. При чем, надо сразу оговориться, не доступны как украинским, так и иностранным авиакомпаниям.
Что означает этот меморандум на языке юристов?
Тарифы на «централизованное» аэропортовое облуживание (аэропортовые сборы) устанавливаются государством. Каждый аэропорт имеет право применять к ним скидки на свое усмотрение в размере до 80%. Цены на наземное обслуживание определяет провайдер самостоятельно. Аэропортовые услуги может оказывать только аэропорт, наземное обслуживание – это немонополистические услуги, которые могут предоставлять как собственно аэропорты, так и частные провайдеры.
Пообещав лоукост-перевозчику аэропортовый сбор в $7,5 за пассажира и $2,1 за наземное обслуживание, министр, по моему мнению, несколько раз нарушил украинское (как минимум украинское) законодательство. Во-первых, министр превысил свои полномочия. Регулятор вмешивается в хозяйственную деятельность аэропорта, чего по закону делать не имеет права. Именно аэропорт – не министр, не Госавиаслужба – вправе определять размеры скидок, и тем более стоимость наземного обслуживания. Во-вторых, сумма трех основных аэропортовых сборов в Борисполе сегодня для Ryanair должна бы составлять приблизительно $25,8 с пассажира ($17 - пассажирский сбор, $4 - сбор за авиабезопасность, приблизительно $4,8 - сбор за взлет посадку).
Аэропорт Борисполь не предоставлял и не предоставляет скидки на сбор за авиационную безопасность, так как безопасность ключевой приоритет деятельности аэропорта, любое уменьшение в финансировании может иметь негативный эффект для ее поддержания, что недопустимо. Таким образом, после вычета сбора за авиабезопасность остается $3,5 на пассажирский сбор и сбор за взлет-посадку вместо $21,8 положенных. То есть, скидка, которую, судя по всему, обещали Ryanair, превышает максимально разрешенные 80%.
Как теперь становится очевидным, именно для выполнения своих обязательств из пресловутого меморандума министерство инициировало снижение ставок аэропортовых сборов. Фоном для переговоров между аэропортом Борисполь и Ryanair стал публичный прессинг руководства аэропорта со стороны министра. В результате измененной мотивационной программы Борисполя, а также после вступления в силу сниженных тарифов, как раз и получаются те самые 7,5 долларов, которые ожидает Ryanair. Другими словами, министр заключил незаконное соглашение в интересах одной авиакомпании, которое предусматривает предоставление скидок за пределами, установленными законодательством, и под это соглашение и фактически под бизнес модель этой компании теперь меняет нормативные документы.

Получат ли остальные авиаперевозчики такой же эффект от изменений, предложенных министерством – маловероятно.
Надо сказать, что нерыночные скидки в государственном аэропорту это одна из форм государственной помощи авиакомпаниям. В ЕС разработаны критерии и правила, по которым оценивается допустимость государственной помощи авиаперевозчикам. Такая помощь, в том числе, предоставляется на открытие новых рейсов (start-up aid). Однако, например, в соответствии с установленными правилами нельзя дотировать авиаперевозчиков, открывающих рейсы из крупных аэропортов с оборотом более 5 млн пассажиров в год (для справки в Борисполе пассажиропоток в 2016 году составил 8,65 млн пассажиров). Не считаются также новыми рейсы в аэропорт, который находится ближе чем 100 км от другого аэропорта, куда уже выполняются полеты из данного города.
В Борисполе за открытие новых рейсов предусмотрена самая большая скидка – 80%.
Какой эффект это будет иметь для Ryanair? По соседству с большинством европейских баз Ryanair, откуда он анонсировал рейсы в Украину, расположены крупные аэропорты, которые и так имеют сообщение с Борисполем. Простой пример: рейс Киев – Мюнхен. Открыт много лет назад, на маршруте оперирует несколько авиаперевозчиков, которые вложили значительные средства в его раскрутку. Сегодня на маршруте сформировался устойчивый пассажиропоток. Новый лоукост анонсировал рейс Киев – Меммингем. Меммингем находится в 20 минут от Мюнхена. То есть, фактически рейс Киев – Меммингем рассчитан на тех же пассажирах, что летают из Киев в Мюнхен. Но министерство настаивает, что это новый рейс, а значит новый перевозчик может несколько лет платить пятую часть полной ставки. Тогда как к рейсам существующих перевозчиков такая скидка не применяется.
В результате приход нового лоукостера не сгенерирует новый пассажиропоток, а приведет к перераспределению существующего. При этом, у Ryanair стараниями министерства условия работы на каждом маршруте будут лучше, чем у существующих, а низкие тарифы нового перевозчика будет дотировать государство.
Возвращаясь к юридическому языку, можно заключить, что такие действия являются дискриминацией.
Чтобы не заканчивать на совсем уж пессимистичной ноте, скажу, что в целом снижение сборов в украинских аэропортах, безусловно, правильное решение, которое уже давно назрело. Такая работа министерства заслуживает всяческой поддержки. Чтобы не попадать в подобные коррупционные скандалы, стоит просто обратиться к европейским нормам, а не создавать индивидуальное регулирование под отдельные, даже пусть очень большие иностранные компании.