Как хотят уничтожить рынок легальной трудовой миграции

0 комментировать
В начале апреля инициативная группа депутатов, в состав которой вошли Ирина Луценко и Ирина Геращенко, зарегистрировала в Верховной Раде законопроект №6275

Документ якобы направлен на защиту прав трудовых мигрантов и противодействие торговле людьми.

Разработчики документа приводят неутешительную статистику: по данным Международной организации по миграции только в 2012-2014 годах при выезде за границу на работу или с целью брака от торговли людьми пострадали свыше 40 тыс украинцев. А в течение 2015-2016 годов количество случаев торговли людьми возросло по сравнению с 2014 годом почти втрое.

В этих данных сложно усомниться, так как на примере рынка международного трудоустройства мы видим реальные масштабы нелегальной миграции. Например, по информации нашего МИДа, за рубежом находится около 5 млн украинских трудовых мигрантов. За весь 2016 год через компании, имеющие лицензии на посредническую деятельность по трудоустройству за границей, уехали на работу 79,2 тыс человек. Нехитрые подсчеты показывают, что «белый» рынок международного трудоустройства занимает всего лишь 1,5%, в то время как 98,5% выезжающих за пределы нашей страны сограждан пользуются услугами компаний с сомнительной репутацией, которые не имеют лицензий.

Тем не менее, зарегистрированный законопроект вряд ли даст возможность навести порядок в сфере международного трудоустройства. Более того, он убьет легальный рынок. Во-первых, законодатели предлагают установить необоснованно высокие штрафы для компаний, которые предоставляют услуги трудовым мигрантам. При выявлении даже незначительных нарушений либо в случае недопуска представителей Минсоцполитики к проверке, к посредникам будет применяться взыскание в размере от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан. Очевидно, что для большинства агентов такие штрафы будут неподъемными. Плюс ко всему, законопроект предусматривает дополнительные основания для внеплановых проверок компаний-посредников. И возникает вполне резонный вопрос: с чем связан повышенный интерес государства к участникам этого рынка?

Во-вторых, агентов будут лишать лицензий, если мигрант попадет к непорядочному работодателю. Иными словами, на посредников хотят возложить обязательство контролировать благонадежность принимающей стороны и наличие у нее надлежащей регистрации. Но это абсурд, поскольку компания-работодатель является резидентом другого государства и несет ответственность в рамках местного, а не украинского законодательства.

В-третьих, изменения в законопроект усложняют вход на рынок международного трудоустройства новых игроков. При этом они не обеспечивают либерализацию для уже работающих компаний. Более того, большинство прописанных в законопроекте предложений уже присутствует в Лицензионных условиях ведения деятельности по международному трудоустройству. Зачем дублировать действующие нормы – непонятно.

Помимо этого, усложняется процедура оплаты услуг посредника. По задумке разработчиков законопроекта агент сможет получать деньги только после подписания трудового контракта с работодателем. Но как быть, если сам мигрант отказывается в силу каких-либо причин заключать договор с работодателем? Либо если переселенец не смог сдать экзамен на профпригодность, и не получил из-за этого работу? Ведь в подобных ситуациях посредник не сможет претендовать на оплату своих услуг. Причем, не по своей вине.

Поэтому вывод однозначен: законопроект №6275 не только не поможет в борьбе с компаниями-нелегалами, которые фактически контролируют рынок международного трудоустройства. В случае его принятия государство получит действенные рычаги давления на тех игроков, которые работают прозрачно и с торговлей людьми никоим образом не связаны, в то время как мошенники продолжат обманывать мигрантов и не несут за это никакой ответственности.

И все это выглядит особенно странно на фоне заявления первого вице-премьер-министра Степана Кубива о том, что правительство осведомлено о проблемах в сфере трудовой миграции, держит ситуацию на контроле и считает необходимым еще больше упростить условия ведения бизнеса в Украине с тем, чтобы не допустить неконтролируемый отток человеческих ресурсов. То есть, исполнительная власть вроде бы понимает, что для роста экономики требуется поддержка мигрантов и создание цивилизованных условий их трудоустройства за рубежом, а законодательная власть генерирует инициативы, которые абсолютно оторваны от реальности.

К тому же, если и говорить о противодействии притеснениям прав и свобод человека, то всеми полномочиями для этого обладает Министерство внутренних дел. Боле того, МВД объявило 2017-й годом борьбы с торговлей людьми и заявило об усилении сотрудничества  с международными организациями и ведомствами. Это куда более конструктивный подход, чем бессмысленные законопроекты, которые приведут к отзыву лицензий, штрафам и закончатся показательным отчетом о том, как государство «наказывает» виновных и «эффективно» борется с торговлей людьми.

На самом же деле необходим диалог между законодателями и представителями рынка международного трудоустройства, который позволит выработать четкую и понятную стратегию решения проблем, связанных с миграцией. Кроме этого, следует урегулировать и сам рынок, сделать его полностью легальным, ввести простые и понятные правила игры для компаний, которые специализируются на трудоустройстве за рубежом. Сделать это несложно. Нужно элементарно скоординировать усилия всех заинтересованных сторон. И вместо изобретения очередного «велосипеда», последовать примеру наших ближайших соседей в ЕС, которые создают комфортные условия для граждан, выезжающих на работу в другие страны, и всячески поддерживают их желание вернуться домой.
Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: