Водород как козырь Украины
В прошлом веке мир боялся водорода как опасного оружия. СССР испытывал водородные бомбы, говоря о «загнивающем Западе», который доведет мир до апокалипсиса. Сегодня водород может спасти планету, а Украину — избавить от экономической зависимости.
Откладывать нельзя
Недавно на климатическом саммите COP26 в Глазго более 40 стран мира обязались отказаться от ископаемого топлива (которое мы добываем из недр). Ведь 65% всех выбросов углекислого газа в атмосферу приходится именно на традиционную энергетику и сжигание бензинового и дизельного топлива от автомобилей. Именно эти процессы за 150 лет значительно усилили парниковый эффект и привели к климатическому кризису. Если вкратце — когда температура планеты в ближайшие 15 лет повысится на полтора градуса, Земля перейдет «точку невозврата» и последующие изменения климата станут необратимы.
При чем здесь Украина
Украина среди государств, которые начали спасать планету. И это хорошо. Это ведь не только помощь человечеству, но и признание среди стран-лидеров. Владимир Зеленский подтвердил, что цель Украины сократить до 2030 года выбросы парниковых газов на 65%.
Именно «зеленую» водородную энергетику, генерируемую благодаря возобновляемым источникам энергии, признали лучшим решением для спасения планеты. Напомню, основное преимущество водорода состоит в том, что его горение не образует углекислого газа. Это альтернатива всему традиционному топливу.
В июле 2020 года Европейский Союз утвердил собственную «Водородную стратегию». Согласно этой стратегии Украина становится уникальным партнером по производству и поставкам водорода, в частности, в Германию.
Почему нельзя упустить возможность
Развитие «зеленого» водорода пользуется серьезной поддержкой правительств и бизнеса во всем мире. Только ЕС планирует выделить на развитие водородной энергетики до 470 млрд евро в ближайшие десятилетия. Это инвестиции, которые будут привлечены и в Украину.
Пока мы лишь готовимся к зеленому партнерству, Европа уже реализует сотни успешных проектов развития водородной энергетики, а страны-лидеры начали борьбу за титул «Водородное государство № 1» в будущем.
Водородная гонка
Германия подошла к проблеме комплексно и приступила к переходу на водородную энергетику по строительству крупнейшей в мире установки по производству водорода. Этот проект должен обеспечить отоплением жилые дома немцев вместо газа. В этом году немецкое правительство выделило дополнительно еще 290 миллионов евро на создание и финансирование специальных инновационно-технологических центров (ITZ), которые будут заниматься развитием и внедрением водородных технологий во всю транспортную сферу Германии: от автомобилей до морских судов и авиации.
Также в виде эксперимента немцы первыми инициировали создание «водородного городка». В маленьком Пфаффенгаузене вблизи Мюнхена проживают всего 5 тысяч человек. Около 30 автобусов, столько же легковых автомобилей, грузовики и тракторы исключительно на водородном топливе обеспечивают потребности жителей. Соответственно для этого создают всю водородную инфраструктуру. Строятся заправки, а собственно добычу водорода производят с помощью энергии солнечных электростанций. Пфаффенгаузен может стать первым полностью экологичным городом.

Великобритания тоже не отстает в водородных трендах. Британские «водородники» разработали стратегию создания первого города с водородным отоплением до 2030 года. Руководитель этой программы в Ассоциации энергетических сетей Великобритании Крис Трейн видит в водороде не только бескомпромиссную альтернативу природному газу для отопления домов, но и путь к укреплению энергетической независимости Великобритании.
За водородное лидерство состязаться будет и Япония. В 2017-м там был создан Международный совет по водородным технологиям, куда вошли 30 концернов, фирм и компаний — производителей авто. К 2050 году японцы намерены снизить выбросы углерода на 6 миллиардов тонн. Для этого необходимо перевести на водород 400 миллионов легковых автомобилей и 40 миллионов грузовиков и автобусов.
Более 10 стран мира опубликовали свои водородные стратегии. В их числе Франция, Япония, Австралия, Норвегия, Португалия, Испания, Чили и Финляндия, в декабре 2020 года присоединилась Канада. Страны наперегонки отчитываются о реализации успешных водородных проектов по отоплению домов или переходу транспорта на водород.
Я уверен, что через пять лет мы увидим, кто получит зеленый титул «Водородное государство № 1». Ведь только к 2025 году мировой рынок предусматривает выработку водорода более чем на 200 миллиардов долларов, когда в 2020-м году обороты составляли около 130 миллиардов. Невероятный прорыв всего за 3 года.
Когда мы будем встречать новое десятилетие, водородная энергетика составит уже 25% всей энергии в мире.
Когда же Украина займет свою позицию в водородной гонке?
Что нужно сделать
Этап 1. Инициатива. Мы с командой «Украинского водородного совета» в марте 2021 года совместно с Институтом возобновляемой энергетики НАН Украины и HydrogenEurope представили проект дорожной карты для производства и использования водорода в Украине. В конце года мы также представили проект водородной стратегии Украины, с которой уже можно ознакомиться здесь. В ней прописан четкий алгоритм действий, который нужно соблюсти, дабы к 2050 году уже смело называться водородным хабом Европы.
Этап 2. Шаг за государством. Верховной Раде следует принять соответствующий Закон для создания централизованного реестра верификации. Также нужно разработать систему контроля независимых аудиторов (TUV, Veritas etc.), разработать документы проверки самого водорода и сертификатов его происхождения. Надеюсь, бюрократическая волокита не затормозит сертификацию водорода на долгосрочый период. В настоящее время какая-либо нормативная база в Украине по получению сертификатов происхождения водорода, производства и транспортировки отсутствует. Чтобы эта цепочка заработала, необходимо принять 67 европейских стандартов. Это задача правительства. От себя же мы делаем все возможное.
Этап 3. Логистика. Недаром водородную энергетику называют самым экологическим видом возобновляемой энергии. Ведь она полностью зависит от природных стихий: воды, ветра и солнца. Вот здесь нюанс. Мы не можем строить водородные заводы, где вздумается. Должны разработать комплексную стратегию локализации того или иного типа производства водорода. Для этого необходимо выделить земельные участки именно в тех местах, где ветровые или солнечные электростанции станут наиболее эффективны. В частности, вблизи поселка Довговоля в Ривненской области будет построена ветровая электростанция на 12 ветряков, плановая мощность каждого — 72МВт. Затем начнется строительство завода, который будет производить «зеленый» водород благодаря силе ветра.
Аналогично мы должны найти землю и получить «зеленый» свет от государства в получении участков для добычи водорода с помощью электролиза воды. К примеру, компания River Wind Ukraine планирует на Каховском водохранилище построить суперпарк «зеленой энергетики» на 210 квадратных километров. В воде хотят установить более 150 ветряных мельниц, а между ними будут курсировать солнечные панели, которые займут 40% от общей площади. Звучит амбициозно, но есть одно но. Вода принадлежит государству, и уже «законтрактированная». Ресурсы водохранилища направлены на государственную программу мелиорации и развития водного хозяйства, а следовательно, частнику эту воду вряд ли отдадут.
Поэтому я призываю: необходимо разрабатывать и работать над действительно реальными проектами. Ведь важно не их количество, а конечный результат. Это построенные водородные заводы и их транспортировка в Европу.
Рационально к водородной стратегии подошли во Львовской области. Местная компания «Эко-оптима» совместно с австрийской компанией RAG заявила о строительстве завода по производству зеленого водорода за 300 млн евро мощностью в 100 МВт. Компании ведут переговоры о приватизации земли в области вблизи добычи газа, где уже проложены газопроводы в центральную сеть ГТС (газотранспортной системы), а это ключ к экспорту энергии в Германию.
Подумали, как транспортировать водород и в Нафтогазе. Совместно с совместно с одной иностранной компанией запустят пилотный проект по производству «зеленого» водорода стоимостью 500 млн евро. На юге водород будут перерабатываться в «зеленый аммиак» и в этом случае начнут транспортировать в Германию на кораблях, а не с помощью ГТС.
И моря не надо — достаточно реки. В настоящее время оператор газотранспортной системы Украины прорабатывает маршрут доставки водорода в украинский речной порт Рени (Одесская обл.) и создание водородной инфраструктуры вокруг него. Представьте, по Дунаю можно перевозить водород в пять стран Европы.
Стало быть, транспортная инфраструктура Украины создает благоприятные условия для инвесторов. И хотя нет разрешительных документов, бизнес-первопроходцы все равно вкладываются в Украину не абстрактно, а в конкретные проекты. Ведь экспортировать можно и через ГТС, по железной дороге, по морю или даже по реке.
Действуем
Весь развитый мир начал энергетическую революцию. Если мы считаем себя частью этого мира — будущее Украины за водородом. Потенциал Украины в добыче водорода, безусловно, мотивирует бизнес. Но, к сожалению, сегодняшние реалии таковы: чтобы заказать и получить оборудование для добычи водорода хотя бы до 2024 года — платить надо сейчас. Поэтому инвесторам уже важно понять, где наше государство выделит место для бизнеса и что это ему принесет, а где оно будет руководить самостоятельно.
За этот год нам удалось запустить процесс «Водородная Украина». Наконец-то инвесторы увидели нас на карте водородного мира. И бизнес уже пришел. Важно, чтобы сама бюрократическая волокита с нормативными документами, водородной стратегией и сертификацией закончилась в ближайшее время. Ведь мировой водородный рынок стремительно развивается. Да, у некоторых стран действительно высокий водородный потенциал, и все карты у них в руках. Украина не может конкурировать с Чили или Австралией по ветровой энергетике. Но этот ветер веет за океанами. Слишком далеко от Европы. И вот здесь наш козырь. Мы часть этой Европы и обладаем собственной газотранспортной системой для экспорта водорода. Это самый дешевый способ, находящийся в приоритете в странах ЕС. Поэтому мы не должны упустить свой шанс.