Загадка Vodafone. Зачем азербайджанский Bakcell связался с Украиной?

6 февраля 2020, 14:26

Смена владельцев второго из «большой тройки» мобильных операторов стала важным событием 2019 года. Новым собственникам стоит, наконец, рассказать о себе и своих планах

Компания, носящая сейчас название ВФ Украина и торговую марку Vodafone, является патриархом украинского рынка мобильной связи. В начале прошлого десятилетия она потеряла первое место, а затем и акционеров из Западной Европы, стоявших у её истоков. Последние годы компания прилагает массу усилий, чтобы восстановить имидж именно европейской. Ключевым шагом в этом направлении стало заключение соглашения с Vodafone Group plc об использовании бренда Vodafone в Украине.

Видео дня

Ничего удивительного, что весть о покупке Водафон-Украина малоизвестной у нас азербайджанской компанией вызывала много даже не вопросов, но кривотолков. Дело в том, что сделка выглядела неочевидной с точки зрения бизнес-логики.

Украинцы платят за услуги мобильной связи меньше всех на европейском континенте, не более 3 Евро/мес., при темпах роста не более 10−15% в год. При этом Украина даже без оккупированных территорий остаётся самой большой страной в Европе. Польские операторы собирают в 2,5 раза больше денег со вдвое меньшей территории. Иными словами, на 1 кв. км. территории Украины приходится впятеро меньший доход. Именно этим объясняют уход с украинского рынка в российской Группе МТС: доходы слишком малы, инвестиции в покрытие слишком велики, перспективы роста не впечатляют. Зачем азербайджанской Bakcell связываться с таким сложным, проблемным рынком?

Поиски ответа вызвали к жизни конспирологические теории разной степени экстравагантности. Например, автор этой колонки полагал возможным, что речь идёт о консолидации украинского рынка в интересах Turkcell, собственника lifecell. Иными словами, что продажа ВФ Украина азербайджанцам всего лишь ширма для согласованных действий второго и третьего номера на украинском рынке.

Другая версия происходящего сводилась к тому, что азербайджанские коммерсанты умело воспользовались острой потребностью прежних владельцев в свободных средствах. Получив качественный актив с дисконтом порядка 40% и просто продав его попозже индустриальному инвестору за полную цену, новые собственники на ровном месте могли бы получить под 300 млн USD.

Размещение компанией своих еврооблигаций на сумму в $500 млн позволяет избавиться от подозрений и является шагом в правильном направлении

Размещение компанией своих еврооблигаций на сумму в $500 млн позволяет избавиться от подозрений и является шагом в правильном направлении. Озвученные в ходе переговоров и размещения еврооблигаций планы и соображения ВФ Украина оставляют немного места для теорий заговора.

Получается, что речь, действительно, идёт об азербайджанской Bakcell, которая что-то такое замыслила на украинском рынке. Что именно — по-прежнему остаётся неясным ввиду отсутствия каких-либо подробностей то ли совершенно новой, то ли прежней, но обновлённой бизнес-стратегии.

Украинский рынок отличается высокой степенью прозрачности, которая обусловлена публичным статусом основных игроков. Их цели, задачи и приоритеты, стратегия и тактика понятны и предсказуемы. Хочется верить, что менеджмент Bakcell поддержит и продолжит эту традицию, которая отвечает интересам и украинского общества, и украинского государства, и украинского рынка мобильной связи.

Несложно представить, что корпоративная кутерьма и лёгкая неразбериха, которой зачастую сопровождается смена собственников, пока что не оставляет менеджменту Bakcell, NEQSOL Holding и ВФ-Украина времени рассказать украинской аудитории о своих планах. Тем не менее, озвучу надежду и пожелание, что уже в ближайшем будущем новые собственники восполнят очевидный недостаток информации о себе и своих планах. Это нужно не только рынку, обществу и государству, это нужно, в первую очередь, самой ВФ Украина, её сотрудникам и клиентам.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X