Гид инвестора. Компании fintech, которые заслуживают внимания

9 апреля 2021, 07:30

В 2020-м глобальный рынок fintech-услуг оценивался в $126 млрд, к 2024 году он по самым скромным прогнозам вырастет до $188 млрд. Такие впечатляющие цифры приводит в своем отчете Deloitte. Как инвестору воспользоваться этой информацией?

В Австралии, США и Бразилии сосредоточены несколько fintech-компаний, которые могут быть привлекательны для инвестора.

Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка доминируют на рынке fintech с долей 80% на двоих. Основной тренд, который преследуют компании из отрасли — создание единой полноценной системы решений для клиента в цифровом формате. Цифровая оплата — наибольший сегмент, который приносит более 80% выручки финтеха. Особняком стоит быстрорастущий рынок Бразилии — культура карточных и онлайн платежей здесь находится в зародышевом состоянии, но имеет огромный потенциал развития.

Видео дня

США

В 2020-м американский рынок fintech оценивался $49 млрд. В течение трех лет эта цифра, по прогнозам Deloitte, вырастет до $63 млрд.

Участник рынка, заслуживающий особого внимания инвесторов, — PayPal. Компания создаёт двухстороннюю технологическую платформу для осуществления цифровых платежей, шоппинга и предоставления финансовых услуг.

В планах компании развитие направления международных платежей в регионе EMEA, Японии, Китае и Индии, а также оплат на внутренних рынках Бразилии и Мексики. Покупка GoPay в конце 2019 открыла компании доступ на рынок Китая.

2020 год был крайне успешным для PayPal — база клиентов увеличилась на 23% до 377 млн активных аккаунтов. Менеджмент прогнозирует удвоение их количества до 2025 года. В свою очередь, совокупная стоимость платежей (TPV), которые проходят через платформу, увеличится в три раза.

PayPal инвестирует в бизнес: расходы на R&D составляют более $2 млрд, увеличившись в два раза с 2018 года. Основные усилия направлены на монетизацию мобильного платежного сервиса Venmo и оплаты через QR-код, развитие функции отложенных платежей Pay in 4 и расширение возможностей цифрового кошелька.

Занимая лидирующие позиции на рынке онлайн-платежей, PayPal также расширяет свое присутствие в офлайн транзакциях. Использование бесконтактной мобильной оплаты по QR-коду потенциально может принести, по оценке Bloomberg, более $1 млрд выручки для PayPal.

Еще одна компания, Affirm, оперирует на американском рынке в платежном сегменте Buy-Now-Pay-Later (BNPL) и имеет эксклюзивные партнерства с широким спектром крупных ритейлеров США (Peloton, Target, Walmart). Уровень проникновения BNPL стремительно растет: с 0.9% в 2019 до 1.6% в 2020, а до 2023 ожидают уже уровня 3%. Affirm по прогнозам займет треть рынка, который оценивается в $50 млрд.

Последнее время клиенты банков начинают использовать BNPL вместо кредитных карт.

Компания активно реализовывает свою стратегию по захвату всех пользовательских категорий, снижая средний чек.

Австралия

Fintech-рынок Азиатско-Тихоокеанского региона оценивается в $54 млрд, занимая 43% глобального рынка финтех услуг. По прогнозам Deloitte, к 2024 году он вырастет до $96 млрд.

Особого внимания инвесторов здесь заслуживает компания Tyro Payments, которая предоставляет платежные терминалы в области здравоохранения, гостиничного бизнеса и розничной торговли. Основная аудитория компании — малый и средний бизнес.

Важную роль для Tyro Payments играет увеличение числа дебетовых карт, поскольку транзакции с ними являются наиболее прибыльными (комиссия с клиента ниже, но ниже и системные сборы). Учитывая уменьшения международных транзакций (выше комиссия с клиента, но выше системные сборы), это привело к общему увеличению валовой маржи.

Еще одна местная компания Afterpay предлагает услугу отложенных платежей для онлайн продаж. Лидер рынка с долей 20%. Помимо Австралии, компания успешно зарекомендовала себя в Великобритании и США.

Международная экспансия — стратегическая цель Afterpay. В середине 2021 компания планирует запустить Pagantis в Европе, а также EmpatKali для проникновения на рынок Юго-Восточной Азии.

Молодое поколение все чаще отказывается от использования кредитных карт. Основная аудитория Afterpay — миллениалы/GenZ (18% пользователей) со средним доходом до $75 тысяч в год (22% пользователей). Решение Afterpay устраивает их, так как не требует дополнительных кредитных проверок, не снимает комиссию за проведение платежей, однако накладывает штрафы за просрочку.

Учитывая усиленный спрос на электронную коммерцию в период пандемии за год выручка Afterpay выросла на 108% в годовом исчислении.

Бразилия

Сейчас онлайн покупки в Бразилии занимают менее 5% от общего объема розничной торговли. Если Бразилия достигнет уровня проникновения онлайна на уровне США (порядка 50%), то рынок вырастет до 130 млрд реалов.

Мы рекомендуем вкладывать в компании StoneCo, PagSeguro Digital Ltd. и XP.

StoneCo — провайдер финансовых технологических решений для бизнеса. Продукты компании позволяют заниматься электронной торговлей через онлайн и офлайн-каналы, а также с помощью мобильных устройств.

В фокусе StoneCo три направления: финансовая платформа для малых и средних предприятий; платформа fintech-as-a-service (объединяет электронную торговлю, торговые площадки и кошельки c инфраструктурой финансовых услуг); диджитал-коммерция для продавцов, которые хотят оцифровать или масштабировать свой цифровой бизнес.

По сути, StoneCo является единственным игроком в сегменте малого и среднего бизнеса в Бразилии, который интегрировал все сервисы (платежи, программное обеспечение, кредиты и цифровой банкинг) на одной платформе.

В прошлом году компания сумела воспользоваться своими преимуществами. Чистая прибыль по итогам третьего квартала 2020 года составила 249 млн реалов — на треть выше в сравнении с 2019-м. Прирост активных клиентов составил 51% год к году. Объёмы платежей выросли на 114%.

Недавно руководство компании подтвердило намерение завершить покупку компании Linx, разработчика пакетов программного обеспечения для розничных продавцов. Эта сделка добавит StoneCo 70 тыс. пользователей.

Еще одна компания, на которую мы рекомендуем инвесторам обратить внимание, — PagSeguro. Она специализируется на онлайн-платежах. Целевая аудитория — микроторговцы, а также малые и средние компании. Такой фокус обеспечивает устойчивость и высокую маржинальность бизнеса — данный сегмент быстро растет.

Платежи — основной бизнес PagSeguro, но компания ищет возможности для развития. Одно из решений — создание экосистемы, которая объединит платежи, банковские услуги, цифровой кошелек, инвестиции и страхование для обслуживания и перекрестных продаж продуктов и услуг. Перспективный инвестпроект PagSeguro — банковское приложение PagBank.

В период пандемии PagSeguro показал хороший результат. В третьем квартале прошлого года компания отчиталась о росте выручки и рекордном чистом приросте клиентов — почти на полмиллиона пользователей (теперь их 6,7 млн). В октябре объём транзакций компании вырос на 61% год к году, а выручка и прибыль — на 22% и 23% соответственно. Количество клиентов PagBank достигло 6,7 млн.

Еще один представитель бразильского финтеха — компания XP, крупнейший онлайн-брокер на местном рынке. Компания предоставляет консультационные услуги и онлайн-платформы для трейдинга. Основные клиенты — розничные инвесторы. Комиссия приносит 72% выручки.

Прогнозируемый рост рынка высокодоходных финансовых инструментов в Бразилии увеличит спрос на консалтинговые услуги, на которых специализируется XP. Доля рынка онлайн-брокеров составляет около 10%, на котором 4% занимает XP, превосходя второго игрока в 10 раз по размеру активов в управлении.

Деятельность fintech-компаний вышла далеко за границы сферы финансов. Еще в прошлом году она распространилась на смежные рынки, такие как электронная коммерция, брокерство, азартные игры. Fintech меняет привычный устав индустрий розничной торговли, банковских и финансовых услуг — это уже неоспоримый факт и, безусловно, уникальная возможность для инвесторов.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X