Кому принадлежит виртуальная одежда? VR и AR в fashion с точки зрения интеллектуальной собственности

15 марта 2021, 18:10

Юридические вопросы в новой реальности. Виртуальная вещь — это компьютерная программа или изображение? Если изображение, то оно охраняется авторским правом? Если вы получили права на принт в мире реальном, вправе ли его воспроизвести в виртуальном?

Пандемия меняет поведение покупателей и подталкивает бренды погружаться в мир, где расширяются границы физического пространства. И в этой новой реальности идея цифровой одежды представляется не такой уж и фантастической, а виртуальные примерочные в онлайн-магазинах — уже не столько инновации, сколько признак прогрессивной компании.

Видео дня

Лично я уже покупаю декоративную косметику британского бренда с применением технологии try-before-you-buy. А еще планирую купить солнечные очки в мобильном приложении Dior, который позволяет «подгрузить» свое лицо и подобрать товар из каталога.

Почувствовать разницу между мирами

Если вы еще не успели почувствовать разницу между виртуальной и дополненной реальностью, поясню. Virtual reality или VR — это технология, которая дает ее пользователю виртуальный опыт. Например, когда вы можете посетить модный показ в Париже или Лувр, сидя дома на диване. А вот когда вы смотрите на мир через экран гаджета и видите больше, чем люди вокруг — это аugmented reality (AR). Она сочетает мир реальный с виртуальным, дополняет его. Только вспомните, как недавно по улицам городов метались странные люди со смартфонами в руках и что-то выискивали. Это были игроки Pokemon GO и они ловили покемонов. Кстати, с января этого года пользователи этой популярной игры могут приобрести для своих виртуальных двойников одежду, созданную домом моды Gucci и North Face. То есть речь идет о наложении на реальную среду определенных виртуальных элементов — кроссовок, шляп, платьев, звуков, графики.

С определением VR и AR разобрались, все просто. Впрочем, только на первый взгляд. Ведь на самом деле с применением этих технологий связано немало юридических вопросов. Например, что представляет собой виртуальная вещь — это компьютерная программа или изображение? Если изображение, то оно охраняется авторским правом? Если вы получили права на принт в мире реальном, вправе ли его воспроизвести в виртуальном или для этого понадобится отдельное разрешение автора? А могу я провести виртуальный модный показ на фоне Эйфелевой башни? А если будут возникать споры, где будет суд? Технология же глобальная. Скажем, может ли американская компания подать в суд в США на украинскую компанию, которая создала похожий цифровой продукт?

В конце концов, все эти вопросы сводятся к тому, как не нарушить чьи-либо права и защитить себя.

Модный «пояс безопасности»

Многие создатели бизнеса редко задумываются над тем, нарушают они чьи-либо права или нет. «Идея родилась у меня, и она — моя. И виртуальную примерочную для своего бутика разработал я. Как я могу что-то нарушать?», — обязательно спросит не один из них.

Должна разочаровать: если вы что-то придумали или изобрели, это не значит, что кто-то не сделал этого до вас и вы не нарушаете его прав. И прежде чем представить на весь мир свою инновацию, проведите патентный поиск в тех странах, где планируете вести бизнес, и проверьте наличие подобных технологий. Если такая технология уже есть, проконсультируйтесь с юристом относительно дальнейших шагов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кроме того, не забывайте о патентных троллях — это не сказочные герои из мира виртуального, а четко поставленный бизнес в жизни реальной. И пока кто-то выводит на рынок новые продукты и технологии, они регистрируют их на себя, а потом судятся и требуют деньги. К слову, в США сейчас идут судебные процессы в отношении нескольких компаний, которые якобы нарушают права владельца патента, используя технологии виртуальных примерочных.

Также стоит проверить, не нарушаете ли вы авторские права. А что такое авторское право? Это юридический термин, используемый для описания прав, принадлежащих авторам произведений науки, литературы и искусства. То есть — книг, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, рисунков и фотографий, скульптур, объектов архитектуры, компьютерных программ, технических чертежей, моделей одежды, персонажей и т. п. Поэтому если используете любой из этих объектов, должны получить разрешение. Особенно когда речь идет о коммерческом использовании.

Пройтись по Парижу

Ранее бренды тратили немалые деньги на организацию модных показов и декорации для них. Но теперь все изменилось — перешло в онлайн. Вот и дизайнер из Конго, основательница бренда Hanifa Анифа Мвуемба представила свою новую коллекцию в Instagram. Во время виртуального показа вещи появлялись в 3D формате и «дефилировали» по невидимому подиуму. На черном фоне, чтобы ничего не отвлекало зрителя от одежды.

А представим, что дизайнер решает провести виртуальный модный показ, например, на фоне Эйфелевой башни. Нужно брать разрешение и у кого? Нет, не нужно. Ничьи права он не нарушает. Ведь автор этого известного на весь мир символа Парижа умер в 1922 году, а авторские права истекли в 1993 году. Но если показ пройдет вечером на фоне башни с подсветкой, придется договариваться с компанией Société d’Exploitation de la Tour Eiffel. Именно ей принадлежат авторские права на «огни» башни.

Использование скульптур, домов на фотографиях, картинах, в фильмах, компьютерных играх и, конечно, виртуальной реальности тесно связано с так называемой «свободой панорамы» — это возможность делать и использовать в своих целях объекты авторского права, которые находятся в публичных местах.

Поэтому прежде чем виртуализировать некий объект, стоит исследовать его историю — когда и кем он создан, действуют на него авторские права и т. д. Если действуют, советую получить разрешение — лицензии. Иначе вместо признания в виртуальном мире можно получить вполне реальный судебный иск.

Защитить собственную разработку

Все, что вы создаете, условно можно разделить на технологии и контент. VR-шлем, виртуальная примерочная, умное зеркало или кроссовки, пояс, серьги с использованием дополненной реальности — это технологии, и их можно запатентовать.

Иногда можно запатентовать техническое решение. Ближе не к аппаратной, а программной части. Например, способ обработки изображений или систему создания виртуальной одежды.

Если вы изобрели технологию, то проведите патентный поиск и проверьте, действительно ли то, что вы изобрели, является новым. Уже потом подавайте заявку на получение патента в патентное ведомство. Но не только в Украине, а и в тех странах, где находятся ваши основные пользователи. Например, США, ЕС. Даже если не намерены сейчас выходить на американский или европейский рынок, но понимаете, что технология будет пользоваться популярностью — запатентуйте, а затем продайте патент. Или позвольте другим компаниям использовать ее по лицензии. Конечно, не бесплатно. Собственно, это один из путей коммерциализации вашей технологии.

Примите во внимание также, что сегодня в FashionTech идут игроки с других рынков. Причем не просто игроки, а гиганты. Так, Google запатентовал способ создания и отображения трехмерной одежды, который позволит пользователям моделировать для VR и AR. Также он обладает патентами на технологии, позволяющие увидеть с разных сторон, как предметы одежды будут сидеть на покупателе.

Так что если дизайнеры, модные дома вовремя не вмешаются и не начнут инвестировать, разрабатывать, патентовать, то вскоре вынуждены будут платить — платформам, разработчикам приложений, производителям комплектующих и другим компаниям за использование их технологий.

Маски сняты

Другая группа объектов, которые можно защитить — это объекты авторского права. Например, меня часто спрашивают, что представляет собой маска или цифровая одежда. Считаю, что это — объект авторского права. Более того, охраняется авторским правом и само изображение, и компьютерная программа. Т. е. определенный код, который и отражает маску или цифровую одежду на смартфоне. И, когда вы продаете одежду клиенту — пользователю, вы предоставляете ему лицензию на использование этой одежды.

К слову о клиенте, который трансформировался в пользователя. Такая трансформация накладывает на дизайнера множество обязанностей, а пользователю дает новые права в отличие от стандартных прав потребителя. Например, право на приватность. Т. е. ваш клиент стал вашим пользователем, а это значит, что вы храните данные о его весе, росте, особенностях фигуры и прочие. Законодательство о конфиденциальности в отличие от законодательства об интеллектуальной собственности — очень современное, регулирует различные нюансы и предполагает миллионные штрафы. Поэтому при создании мобильного приложения с VR, подумайте о конфиденциальности пользователя.

Право на публичность

В контексте других прав хочу обратить внимание и на right of publicity — право на публичность. Это право касается как селебритиз, так и обычных людей. И говорит о том, что в случае копирования образа человека, необходимо получить у него разрешение.

Представьте, что вы решили сделать аватар по образу и подобию реальной модели, которая станет лицом вашего бренда в виртуальной реальности. Обязательно получите разрешение у этого лица. И пропишите все нюансы, иначе потом это будет дорого обойдется.

А какие, например, бывают ситуации? Помнится, в начале двухтысячных известный разработчик игр Activision Publishing получил лицензию на диджитализацию образов музыкантов группы No Doubts и на использование музыки. Запуск игры, и тут выясняется, что в игре воссозданы музыканты, но песни-то они исполняют не только свои.

Применение VR и AR всё еще остается чем-то новым для нас. Впрочем, уже понятно, что привычное положение дел меняется. Подумайте, как новая реальность и связанные с ней технологии могут повлиять на ваш бизнес в ближайшее время и составьте свою дорожную карту.

Показать ещё новости
Радіо NV
X