Война — не повод разрушать страну изнутри. Президент Зеленский должен ветировать законопроект 7176

5 апреля, 10:43

Почему важно не допустить разрушения реформы корпоративного управления, которую Украина выстраивала годами?

Соавторы: Дмитрий Яблоновский, Александра Бетлий.

1 апреля парламент 286 голосами принял законопроект 7176, предусматривающий, что во время военного положения руководители и члены наблюдательных советов госпредприятий и госбанков, если будет соответствующее решение Кабмина, министерства или руководителя банка, должны «немедленно» прибыть по юридическому адресу предприятия или банка — иначе они будут уволены. В этом нет никакой практической необходимости — ведь уже наработаны механизмы принятия решений онлайн. Более того, для многих иностранцев — независимых членов наблюдательных советов физически невозможно «немедленно» прибыть в Украину, учитывая отсутствие авиаперелетов и усложнение других видов перевозок. И даже если члены наблюдательного совета находятся в Украине, они могут не иметь возможности прибыть по месту нахождения предприятия.

Видео дня

Принятие закона фактически приводит к разрушению реформы корпоративного управления, которую Украина выстраивала долгие годы и которую высоко оценили международные партнеры, включая ОЭСР. Обидно, что для разрушения важной реформы депутатам понадобилось всего десять дней. Жаль, что даже во время войны есть депутаты, которые работают на ослабление страны в интересах определенных олигархов.

О чем идет речь в законопроекте?

Он предусматривает проведение мониторинга имеющихся или потенциальных угроз национальной безопасности Украины и в случае их выявления принятия мер по нейтрализации их влияния на деятельность госпредприятия или госбанка. Впрочем, в законе нет определения, что должен содержать соответствующий мониторинг.

При этом единственной мерой по нейтрализации влияния угроз нацбезопасности определено обязательное присутствие руководства госпредприятий/госбанков и представителей наблюдательных советов на месте расположения предприятия/банка.

Во время войны и при условии уже наработанных механизмов принятия важных решений в режиме онлайн такие требования создают неоправданные риски для жизни как руководства предприятий, так и членов наблюдательных советов. А это, в свою очередь, риски для непрерывной деятельности предприятия.

Более того, создавая такие дополнительные риски, мы не получаем дополнительных преимуществ. Суть работы менеджмента и наблюдательного совета — принятие оперативных и стратегических решений. Почему такие решения нужно принимать под обстрелами, а не в безопасности — непонятно. Более того, подобные собрания наблюдательных советов могут стать потенциальной целью агрессора.

В то же время независимые члены наблюдательных советов, которые являются иностранцами, фактически будут иметь чрезвычайные препятствия для выполнения требований закона. Следовательно, закон выглядит как попытка избавиться от независимых руководителей предприятий и членов наблюдательных советов и заменить их более послушными.

Долгие годы мы писали, что реформы в Украине нужны не европейцам, не США, не МВФ и не мировой закулисе. Реформы необходимы Украине и ее гражданам. Потому что украинцы получают некачественное лечение или не получают его вообще, если есть коррупция в закупках лекарств. Это украинцы не могут получить справедливую цену на свой земельный участок, если нет рынка земли. Это украинцы оплачивают дворцы, яхты и самолеты чиновников и приближенных к ним бизнесменов, если существует коррупция в любой сфере — на таможне, в налоговой, в госзакупках.

С 2014 года Украина прошла значительный путь к более качественной и богатой жизни украинцев. Реформами в банковском секторе и системой Prozorro без преувеличения восторгается весь мир. Антикоррупционные реформы были более медленными, но, тем не менее, достаточными, чтобы получить безвиз.

Реформа корпоративного управления была одной из самых сложных — из-за безумного сопротивления групп влияния, приватизировавших доходы и национализировавших убытки государственных предприятий. Тем не менее на крупнейших госпредприятиях и во всех государственных банках удалось назначить квалифицированных менеджеров, независимые наблюдательные советы, наладить процессы. Это принесло результаты — если в 2015 году 100 крупнейших госпредприятий получили 43 млрд грн убытков (а в 2014 году — вообще 119 млрд), то уже в 2017—2018 годах они принесли многомиллиардные доходы и уплатили соответствующие дивиденды государству. Государственные банки уже несколько лет показывают значительные доходы.

Несмотря на это, многие политики не прекращали бороться против реформы госпредприятий. За последние годы мы неоднократно проверяли и опровергали утверждения о том, что независимые наблюдательные советы госпредприятий — неэффективны, иностранцы в них представляют интересы других государств, «мировой закулисы» и т. д. И если вы убеждены, что независимые наблюдательные советы — это зло — подумайте, возможно, это потому, что вас в этом долго и эмоционально убеждали. В этом документе мы собрали 70 наиболее характерных цитат только за 2020 и 2021 годы.

Понятно, что это все неправда. Независимые наблюдательные советы необходимы для того, чтобы менеджмент предприятия действовал в интересах акционера — то есть государства, а значит, всех украинцев. Процедуры конкурсного отбора для менеджмента и членов наблюдательных советов позволили отобрать к ним профессионалов мирового уровня и, что важно, с безупречной репутацией.

К тому же, если Украина подала заявку на членство в ЕС, нужно приближать наше законодательство и практики к существующим в Евросоюзе. А принятие подобных законопроектов наоборот отдаляет нас от вступления.

Воспользоваться войной, чтобы вернуть на государственные предприятия и государственные банки «свой» менеджмент и восстановить «привычные» схемы вымывания денег из этих предприятий — похоже на мародерство. Этот закон должен получить вето от президента.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X