Пять побед в антимонопольной сфере

0 комментировать
В прошлом году в сфере конкурентного права произошли изменения, затронувшие большинство основных профильных законов и подзаконных актов

Кроме того, Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ) были предоставлены разъяснения многих важных практических вопросов. Предлагаю кратко вспомнить и оценить себя 5 основных реформ в отрасли в 2016 году в хронологическом порядке, которые привели к уменьшению административного влияния на бизнес:

1. Обнародование решений АМКУ

В марте 2016 года вступили в силу изменения, обязывающие АМКУ публиковать на своем веб-сайте решения, принятые по результатам рассмотрения заявлений и дел в отношении концентраций и согласованных действий, а также решений по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. Фактически АМКУ начал практиковать обнародования решений еще в 2015 году, однако, законодательное закрепление этой инициативы также уточнило, что решения должны публиковаться в полном объеме, кроме информации с ограниченным доступом. Также, кроме решений, на веб-сайте АМКУ должна публиковаться информация о начале рассмотрения дела о согласованных действиях и концентрации.

Полезное, в то же время не до конца проработанное нововведение, поскольку в случае получения разрешения на конфиденциальную трансакцию, АМКУ за публикацию об открытии дела или преждевременную публикацию решения, может раскрыть ее детали и, тем самым, повредить ее нормальному завершению. Практическая польза этих изменений в том, что благодаря публикации решений юристы имеют возможность исследовать подходы АМКУ в том или ином спорном вопросе.

2. Новые пороговые показатели для концентраций

Пожалуй, самая долгожданная реформа в сфере контроля экономических концентраций. Первый проект закона, в котором устанавливались новые пороговые показатели для концентраций, был передан в Верховную Раду Украины еще в 2008 году. И вот в мае 2016 соответствующие изменения вступили в силу.

Старые пороговые показатели устанавливали достаточно низкую планку для концентраций, требующих предварительного получения разрешения АМКУ. Так, достаточно было лишь незначительного присутствия компании в Украине (стоимость активов или объем реализации в Украине должен был превышать 1 миллион евро), чтобы почти любая концентрация с ее участием нуждалась обращение в АМКУ за разрешением.

Новые пороговые показатели повысили требования в отношении стоимости активов и объема реализации участников концентрации в Украине и в мире. На практике это сильно уменьшило количество случаев, когда нужно обращаться в АМКУ за разрешением на осуществление концентраций и обеспечило ему возможность выделить дополнительные ресурсы для рассмотрения других важных вопросов. Тем не менее, в новых показателях все еще не берется во внимание присутствие в Украине компании или бизнеса, который будет приобретен, через что определенные виды трансакций, которые объективно не будут иметь влияния на Украину, могут потребовать разрешения АМКУ.

В общем, упомянутая реформа является бесспорным шагом вперед и существенно повысила эффективность системы контроля экономических концентраций. Впрочем, определенные вопросы все еще требуют изменений и уточнений в законодательстве.

3. Новое Положение о концентрации

В августе 2016 года было утверждено Положение о концентрации, которым предусмотрены новые процессуальные правила, касающиеся подготовки и рассмотрения заявлений о предоставлении разрешения на концентрацию.

Предварительная версия Положения почти не менялась с момента своего принятия в 2002 году и содержала чрезмерно обременительные требования в отношении информации и документов, необходимых для подготовки заявления. В сочетании с низкими пороговыми показателями, которые делали необходимым получения разрешения даже на небольшие концентрации, что не имели отношения к Украине, это сильно увеличивало административную нагрузку на заявителей. Можно лишь представлять, сколько концентраций было завершено без разрешения АМКУ из-за того, что их участники решили не начинать трудный процесс подготовки заявления (и повторять его почти при каждой следующей транзакции).

Новое Положение было призвано исправить эти недостатки и в нем было уменьшено перечень необходимой информации и документов, а также упрощено форму заявления (особенно в случае концентраций, которые могут быть рассмотрены по упрощенной процедуре). Аналогичного обновления также требует Положение о согласованных действиях, поскольку сейчас в нем все еще сохраняются "старые стандарты" к подготовке соответствующих заявлений.

4. Обновлены разъяснения относительно расчета штрафов

В течение 2016 года рекомендательные разъяснения относительно расчета штрафов обновлялись 3 раза (в феврале, мае и августе) и нынешняя версия документа существенно отличается от той, что была принята в 2015.

Теперь для определения размера штрафа могут применяться коэффициенты, учитывающие влияние нарушения на другие рынки, социальную значимость товара и доходность деятельности, связанной с нарушением.

Внедрение таких коэффициентов является достаточно спорным, поскольку механизм их установления в каждом отдельном случае является непрозрачным (фактически, на усмотрение АМКУ), и они могут сильно влиять на окончательный размер штрафа. Например, с помощью коэффициентов штраф в 100 000 гривен можно увеличить до 200 000 гривен, или уменьшить до 5 000 гривен (и это еще не учитывая смягчающих и отягчающих обстоятельств, которые дополнительно влияют на окончательный размер штрафа). Поэтому следующие изменения в разъяснениях относительно расчета штрафов должны или уточнить механизм определения коэффициентов, или вообще их убрать.

5. Разъяснения относительно оценки горизонтальных концентраций

Ранее подходы АМКУ к оценке горизонтальных концентраций (то есть когда стороны конкурируют или могут конкурировать на одном рынке) не были общеизвестными и трудно было предсказать поведение органа в определенных ситуациях. Для упорядочения таких подходов и обеспечение прозрачности методологии АМКУ в конце декабря 2016 года были утверждены Рекомендательные разъяснения относительно оценки горизонтальных концентраций. Этот документ был разработан с привлечением международных экспертов и во многом подражает аналогичные разъяснения Европейской комиссии.

Разъяснения устанавливают общие критерии для оценки горизонтальных концентраций и достаточно подробно описывают факторы, которые должны исследоваться при их рассмотрении. Насколько действенными будут эти разъяснения, покажет практика. В 2017 году АМКУ планирует также утвердить разъяснения относительно оценки вертикальных концентраций.

Подытоживая: прошлый год отметился активным развитием законодательства в сфере конкуренции. Были ликвидированы многие устаревшие и неэффективные нормы, внедрены отработанные временем и практикой Европейской комиссии подходы. Хочется верить, что этот процесс не сбавит оборотов в будущем и мы увидим дальнейшее внедрение эффективного правового регулирования в этой сфере отношений.
Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: