Проблемы судостроения и судоходства в Украине

0 комментировать

Я могу долго говорить по теме проблем внутреннего водного транспорта Украины. Отчасти в связи с тем, что уделил немало времени и внимания поиску комплексного логистического решения, в котором нуждается экономика Украины.

Ведь по индексу эффективности логистики (LPI) Украина занимает 80-е место из 160 стран мира. Так могут ли наши производители конкурировать на мировом рынке? Конечно, нет. Нужны качественные изменения.

Мы начали с попытки системно решить вопрос ремонта дорог. В частности, чтобы иметь целевое финансирование работ, предложили и решением Верховной Рады создали Дорожный фонд. А параллельно с этим придерживаемся принципиальной позиции относительно злоупотреблений, коррупционных проявлений и кадровых ошибок в дорожных службах, требуя соответствующей реакции от профильного министерства и правоохранительных органов.

Следующие шаги – это введение качественного и законного весового контроля и разгрузка дорог путем развития речных перевозок. Если же медлить, во-первых, ни один Дорожный фонд не обеспечит Украине качественные дороги, даже в ожидаемом размере около 50 миллиардов гривен. Во-вторых, мы лишим себя возможности вдохнуть жизнь в судостроительную отрасль. В целом ситуация только ухудшится.

Состояние дел

Стоит ли уверять вас в необходимости преодоления бездорожья в Украине? Уверен, что каждый украинец ежедневно лично сталкивается с этой проблемой, и сомнений по этому поводу нет. А вот для понимания проблематики судоходства и судостроения, как двух связанных между собой приоритетных отраслей экономики, приведу несколько ключевых фактов:

  • В 1991 году под украинским флагом ходило 375 судов дедвейтом 5 тысяч тонн и более, а также 2,5 тысячи судов, из которых 150 – на подводных крыльях. По состоянию на 2017-й осталось менее 40 грузовых судов и 115 пассажирских, из них только 12 – на подводных крыльях (4 – в рабочем состоянии).
  • В 1980-90 годах из морских портов Украины отправлялось более 60 миллионов тонн груза, а по внутренним водным путям перевозилось до 67 миллионов тонн. Сейчас меньше 5 миллионов.
  • Под иностранными флагами сегодня работают более 200 средних и крупных судов, принадлежащих украинским компаниям. При этом десятки тысяч официально безработных корабелов на самом деле работают на оффшорные компании и получают зарплату вне бюджетной системы Украины.
  • По информации Министерства экономического развития, доля вида экономической деятельности "Строительство судов и лодок" в структуре реализации отечественной промышленной продукции составляет лишь 0,0001%.
  • Отсутствующий внутренний спрос на судостроение привел к застою заводов. Как результат: предприятия погрязли в долгах, а высококлассные специалисты работают на верфях по всему миру, родной стране оказались ненужными.

 Пути решения

Конечно, констатируя запущенное состояние дел в отраслях, зарегистрирован законопроект №2475а-3 "О внутреннем водном транспорте" с учетом европейского опыта. Идея заключается в том, чтобы максимально освободить отрасль от налоговой нагрузки и сделать речные перевозки привлекательными для бизнеса. Приоритет при этом будет предоставляться суднам, которые ходят под украинским флагом, то есть проект прежде всего защищает национальные интересы Украины.

К сожалению, имеющиеся расчеты вынуждают констатировать, что себестоимость перевозок по рекам сегодня не может конкурировать с ценой перевозок альтернативными видами транспорта, которые значительно быстрее доставляют товар и пассажиров в пункт назначения. Европейский опыт абсолютно противоположный. И ради качественных изменений в Украине мы готовы взять инициативу в свои руки и просим поддержки.

Развитие судоходства в свою очередь создаст реальный спрос на строительство судов внутри страны. А чтобы подпитать его, разработан и подан в парламент целый пакет проектов - №6732, 6733, 6734 и 6735, который призван обеспечить судостроение государственной поддержкой путем:

№6732 – продолжения поддержки судостроительных предприятий-резидентов Украины до 2028 года; удешевления кредитов; реструктуризации задолженности, отмены индексации, рассрочки выплат, отмены начисления пени и тому подобное;

№6733 - изменений в Налоговый кодекс в части освобождения судостроителей от уплаты НДС до 2028 года и земельного налога до 2020 года;

№6734 - изменений в Таможенный кодекс в части освобождения от таможенных платежей при ввозе комплектующих и результатов исследований для нужд судостроительной отрасли;

№6735 - изменений в Налоговый кодекс в части отмены акциза на топливо для внутреннего речного транспорта и рентной платы за использование поверхностных вод.

Возможные бюджетные потери от принятия законопроектов не сравнятся с ожидаемым мультимодальным и экономическим эффектами. Эксперты оценивают, что одно рабочее место в судостроении обеспечивает работой 7-8 рабочих мест в смежных отраслях экономики. Поэтому на данном этапе почти невозможно просчитать те дополнительные поступления в бюджет от предприятий-смежников.

Одно понятно – государство не потеряет, а наоборот – приумножит. Удешевление украинской логистики, построение собственного флота откроет перед нами с десяток дверей к новым возможностям!

Журнал НВ
по специальной цене

Подписка на журнал Новое Время до конца ноября дешевле на 100 грн! Подпишитесь сейчас на 12 месяцев всего за 559 грн.

Оформить подписку
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: