Проблемы судостроения и судоходства в Украине

0 комментировать

Я могу долго говорить по теме проблем внутреннего водного транспорта Украины. Отчасти в связи с тем, что уделил немало времени и внимания поиску комплексного логистического решения, в котором нуждается экономика Украины.

Ведь по индексу эффективности логистики (LPI) Украина занимает 80-е место из 160 стран мира. Так могут ли наши производители конкурировать на мировом рынке? Конечно, нет. Нужны качественные изменения.

Мы начали с попытки системно решить вопрос ремонта дорог. В частности, чтобы иметь целевое финансирование работ, предложили и решением Верховной Рады создали Дорожный фонд. А параллельно с этим придерживаемся принципиальной позиции относительно злоупотреблений, коррупционных проявлений и кадровых ошибок в дорожных службах, требуя соответствующей реакции от профильного министерства и правоохранительных органов.

Следующие шаги – это введение качественного и законного весового контроля и разгрузка дорог путем развития речных перевозок. Если же медлить, во-первых, ни один Дорожный фонд не обеспечит Украине качественные дороги, даже в ожидаемом размере около 50 миллиардов гривен. Во-вторых, мы лишим себя возможности вдохнуть жизнь в судостроительную отрасль. В целом ситуация только ухудшится.

Состояние дел

Стоит ли уверять вас в необходимости преодоления бездорожья в Украине? Уверен, что каждый украинец ежедневно лично сталкивается с этой проблемой, и сомнений по этому поводу нет. А вот для понимания проблематики судоходства и судостроения, как двух связанных между собой приоритетных отраслей экономики, приведу несколько ключевых фактов:

  • В 1991 году под украинским флагом ходило 375 судов дедвейтом 5 тысяч тонн и более, а также 2,5 тысячи судов, из которых 150 – на подводных крыльях. По состоянию на 2017-й осталось менее 40 грузовых судов и 115 пассажирских, из них только 12 – на подводных крыльях (4 – в рабочем состоянии).
  • В 1980-90 годах из морских портов Украины отправлялось более 60 миллионов тонн груза, а по внутренним водным путям перевозилось до 67 миллионов тонн. Сейчас меньше 5 миллионов.
  • Под иностранными флагами сегодня работают более 200 средних и крупных судов, принадлежащих украинским компаниям. При этом десятки тысяч официально безработных корабелов на самом деле работают на оффшорные компании и получают зарплату вне бюджетной системы Украины.
  • По информации Министерства экономического развития, доля вида экономической деятельности "Строительство судов и лодок" в структуре реализации отечественной промышленной продукции составляет лишь 0,0001%.
  • Отсутствующий внутренний спрос на судостроение привел к застою заводов. Как результат: предприятия погрязли в долгах, а высококлассные специалисты работают на верфях по всему миру, родной стране оказались ненужными.

 Пути решения

Конечно, констатируя запущенное состояние дел в отраслях, зарегистрирован законопроект №2475а-3 "О внутреннем водном транспорте" с учетом европейского опыта. Идея заключается в том, чтобы максимально освободить отрасль от налоговой нагрузки и сделать речные перевозки привлекательными для бизнеса. Приоритет при этом будет предоставляться суднам, которые ходят под украинским флагом, то есть проект прежде всего защищает национальные интересы Украины.

К сожалению, имеющиеся расчеты вынуждают констатировать, что себестоимость перевозок по рекам сегодня не может конкурировать с ценой перевозок альтернативными видами транспорта, которые значительно быстрее доставляют товар и пассажиров в пункт назначения. Европейский опыт абсолютно противоположный. И ради качественных изменений в Украине мы готовы взять инициативу в свои руки и просим поддержки.

Развитие судоходства в свою очередь создаст реальный спрос на строительство судов внутри страны. А чтобы подпитать его, разработан и подан в парламент целый пакет проектов - №6732, 6733, 6734 и 6735, который призван обеспечить судостроение государственной поддержкой путем:

№6732 – продолжения поддержки судостроительных предприятий-резидентов Украины до 2028 года; удешевления кредитов; реструктуризации задолженности, отмены индексации, рассрочки выплат, отмены начисления пени и тому подобное;

№6733 - изменений в Налоговый кодекс в части освобождения судостроителей от уплаты НДС до 2028 года и земельного налога до 2020 года;

№6734 - изменений в Таможенный кодекс в части освобождения от таможенных платежей при ввозе комплектующих и результатов исследований для нужд судостроительной отрасли;

№6735 - изменений в Налоговый кодекс в части отмены акциза на топливо для внутреннего речного транспорта и рентной платы за использование поверхностных вод.

Возможные бюджетные потери от принятия законопроектов не сравнятся с ожидаемым мультимодальным и экономическим эффектами. Эксперты оценивают, что одно рабочее место в судостроении обеспечивает работой 7-8 рабочих мест в смежных отраслях экономики. Поэтому на данном этапе почти невозможно просчитать те дополнительные поступления в бюджет от предприятий-смежников.

Одно понятно – государство не потеряет, а наоборот – приумножит. Удешевление украинской логистики, построение собственного флота откроет перед нами с десяток дверей к новым возможностям!


Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: