Что не так с налогами в Украине?

18 сентября 2021, 11:52

В последнее время в Украине активно обсуждается реформирование налогообложения труда. Его целью является снижение нагрузки на фонд оплаты труда для ускорения роста заработных плат украинцев и детенизация рынка труда. Сработает ли?

По данным первого вице-премьера Украины Алексея Любченко — ориентировочно 10 млн украинцев официально не получают доходов. То есть, они их получают, но без уплаты налогов. И эта сумма теневых зарплат составляет около 500 млрд грн в год.

Видео дня

По оценкам экспертов Института социально-экономической трансформации и аналитического центра CASE-Ukraine, которые ежегодно проводят оценку потерь государства от крупнейших схем по уклонению от уплаты налогов — масштабы этого явления оцениваются в 60−230 млрд гривен ежегодно, а ежегодные потери бюджета от них составляют от 24 до 94 млрд.

Совокупная нагрузка на заработную плату в Украине в настоящее время составляет 34% (эффективная ставка) или 51,5% (отношение выплаченной заработной платы к сумме налогов). Украина по этому показателю является «антилидером» среди подобных по уровню экономического развития стран, а также опережает даже развитые богатые страны, в частности США нагрузкой 31,7%), Великобританию (30,9%), Канаду (30,9%), Австралию (28,6%), Южную Корею (22,6%), Израиль (22,1%), Швейцарию (21,8%), Мексику (20,4%), Новую Зеландию (18,1%) и многие другие.

О чем говорит экономическая теория и мировой опыт?

Mertens and Olea (2018) в своем исследовании использовали данные разных стран с 1946 по 2012 год для оценки влияния ставок налога на доходы физических лиц. Они обнаружили, что снижение предельных ставок привело как к росту реального ВВП, так и к снижению безработицы. Уменьшение налоговой ставки на 1 процентный пункт увеличивает реальный ВВП в среднем на 0,78% к третьему году после изменения налога. Важно отметить, что изменения дохода после изменения налога реагируют на изменение предельной ставки независимо от изменения средней ставки налога. Это иллюстрирует, что положительные изменения по росту ВВП, по мнению авторов, являются реакцией на изменения стимулов, а не происходят из-за увеличения совокупного спроса из-за потребления. Снижение налоговых ставок для первого процента также оказывает положительное влияние на другие группы доходов, что согласуется с теорией о том, как сокращение предельных ставок может увеличить доходы других групп с течением времени.

Nguyen и соавторы (2021) исследовали влияние налогов на доходы физических лиц, корпораций и потребление в Великобритании в 1973—2009 годах. Они считают, что уменьшение налога на прибыль и на доходы физических лиц, определенное в их документе как совокупность индивидуальных и корпоративных доходов, имеет значительное влияние на ВВП, частное потребление и инвестиции. Снижение средней ставки налога на прибыль/доходы физических лиц на 1 процентный пункт — увеличивает ВВП на 0,78 процента.

Эксперты МВФ в своих исследованиях отмечают, что уменьшение общей налоговой нагрузки на зарплаты на 1% — приводит к ускорению экономического роста на 0,4% ВВП в первый год и на 0,05% ВВП в последующие по крайней мере 3 года, в целом — в среднем на 0,15% ВВП пункты в течение первых лет.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Эмпирическими исследованиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было доказано: различные налоги имеют неодинаковые последствия для экономического роста. По результатам эконометрического анализа было определено, что больше всего угнетают экономический рост прямые налоги, далее следуют косвенные — НДС и другие налоги с продаж, акцизы, пошлины и т. д., наименее вредными оказались регулярные налоги на землю и недвижимость.

Какие украинские особенности налогообложения труда и каков «размер государства» в Украине?

В Украине слишком высокий уровень перераспределения через публичные финансы. Это мешает быстрому экономическому росту и точно перечеркнет планы правительства по удвоению ВВП Украины до 2030 года, как это зафиксировано в Национальной экономической стратегии 2030.

Уменьшение налоговой ставки на 1 процентный пункт увеличивает реальный ВВП в среднем на 0,78%

Между уровнем перераспределения ВВП через бюджет и экономическим ростом есть прямая зависимость. И хотя в Украине уровень публичных расходов уменьшился за последние 8 лет 51% до 45%) — это еще очень далеко от оптимальных для Украины 33−35% от ВВП, что рекомендуется экономистами. Украина должна как можно быстрее прийти к оптимальному уровню, а также снижать наиболее вредные прямые налоги.

В настоящее время нагрузка на заработную плату в Украине составляет: 22% ЕСВ + 18% НДФЛ + 1,5% военный сбор. В пересчете на эффективную ставку нагрузка на фонд оплаты труда составляет 34%, если взять отношение выплаченных работнику средств к уплаченным налогам и сборам — это нагрузка составляет 51,5%.

Стоит ли удивляться, что при такой значительной нагрузке количественно растут и совершенствуются схемы уклонения от налогов. Высокие налоги на труд — это дестимуляция занятости как таковой, особенно трудоемких отраслей, увеличение стоимости создания рабочих мест, усиление тенизации рынка труда и стимуляция трудовой миграции.

Какие есть инициативы по реформе налогообложения заработных плат в настоящее время?

Сейчас есть две законодательные инициативы, направленные на урегулирование ключевых проблем на рынке труда, которые можно считать положительными и направленными на исправление недостатков налогообложения рынке труда. Один законопроект разработан руководством Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, второй — авторства специалистов аналитических центров Экономической экспертной платформы.

Первый предусматривает постепенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда до 25% и введение института налогообложения домохозяйств.

Вторым документом предлагается постепенное снижение нагрузки на фонд оплаты труда до 25%, переход на налогообложение имущества (земли и недвижимости) на основе кадастровой стоимости с учетом объективных рыночных данных, замораживание роста расходов госбюджета и их ревизию с целью сокращения до целевого показателя 5%.

Оба проекта прошли обсуждение на экспертном круглом столе с участием представителей Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, специалистов Офиса простых решений, экспертов аналитических центров, представителей ведущих бизнес-ассоциаций.

По итогам экспертной дискуссии участники пришли к общему мнению, что оба проекта направлены на реализацию ключевой цели — минимизацию барьеров для официального оформления работников.

Остается надеяться, что документы будут доработаны в кратчайшие сроки, будет согласована совместная редакция, и изменения, необходимые для страны, будут реализованы в течение года.

Не менее важным является осовременивание Кодекса законов о труде, который написан еще при Советском Союзе и дестимулирует официальное оформление. Для реализации этой реформы в Верховную Раду внесены проекты по либерализации трудового законодательства и введению свободного трудового договора — № 5371 и № 5388, которые требуют скорейшего принятия.

Перечисленные выше инициативы, направленные на снижение нагрузки на фонд оплаты труда и либерализацию трудового законодательства, в случае их принятия — приведут к ускорению роста заработных плат, будут способствовать выведению экономики из тени, способствовать выравниванию конкуренции, уменьшению оттока работников за границу, ускорению роста ВВП и переходу к устойчивому экономическому росту.

Показать ещё новости
Радіо NV
X