Навигатор законодательных изменений. В Украине планируют создать реестр выбросов и ввести новые штрафы на сотни тысяч гривен

19 августа 2021, 09:49

Авторы:

Остап Семерак — партнер ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики публичной адвокации;

Татьяна Бережная — советник ЮФ Василь Кисиль и Партнеры, руководитель практики налоговых споров.

Видео дня

11 августа в Государственную регуляторную службу Украины поступил проект закона Украины «О Национальном реестре выбросов и перенос загрязняющих веществ».

Он был разработан Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины и обнародован 3 августа 2021 года. Срок принятия замечаний и предложений к указанному нормативному акту составляет один месяц со дня опубликования.

Что предлагает законопроект?

Проект закона имеет целью создать и обеспечить работу национального реестра выбросов и переноса загрязняющих веществ (РВПЗ) и предоставить каждому гражданину доступ к такой информации.

Согласно проекту закона, бизнес, который осуществляет производство и обработку металлов, бумаги и древесины, переработку минерального сырья и другие виды деятельности, предусмотренные проектом, обязан:

  1. регистрировать в РВПЗ установки — промышленные площадки, через которые осуществляется деятельность, приводящая к загрязнению окружающей среды;
  2. собирать и анализировать данные и представлять отчеты о выбросах и переносе загрязняющих веществ на соответствующей установке.

Какие последствия за невыполнение требований закона, если он будет принят?

За невыполнение вышеуказанных обязанностей бизнес будет нести ответственность, а именно:

  • непредставление или несвоевременное представление отчета повлечет штраф в размере 50 минимальных месячных заработных плат (сегодня это 300 000 грн);
  • нарушение обязанности по сбору данных о выбросах и переносе загрязняющих веществ — штраф в размере 40 ММЗП (сегодня это 240 000 грн);
  • неподача документов для регистрации установки — штраф в размере 40 ММЗП (сегодня это 240 000 грн).

Когда новые правила начнут действовать?

Первым отчетным годом для бизнеса является календарный год, следующий за годом, в котором этот закон будет введен в действие. В случае принятия закон вступает в силу со дня его опубликования и вводится в действие через двенадцать месяцев со дня его опубликования.

Какие проблемы есть в проекте закона?

В общем законопроект имеет благую цель — показать гражданам в реальном времени с помощью реестра, кто являются наибольшими загрязнителями, и тем самым заставить бизнес быть более подотчетным и ответственным. Но сможет ли достичь закон такой цели в текущей редакции?

Проект закона содержит несовершенства, неопределенность и коррупционные риски, которые нужно ликвидировать до его принятия.

Во-первых, законопроект дает право органу, который является держателем реестра, обращаться к бизнесу с запросом о предоставлении дополнительных уточненных данных, содержащихся в представленных отчетах. Однако документ не определяет, какие именно дополнительные уточненные данные можно требовать у бизнеса, и это создает коррупционные риски.

Во-вторых, проект закона позволяет бизнесу при отсутствии разрешенных методик для определения объема загрязняющих веществ использовать международные признанные методики, обосновывая целесообразность применения той или иной методики для того или иного измерения или расчета. Отсутствие перечня таких методик и необходимость дополнительного обоснования создает правовую неопределенность для бизнеса, а также коррупционные риски.

В-третьих, перечень загрязняющих веществ, о выбросах (сбросах) которых нужно отчитываться, содержит вещества, объем которых нельзя в настоящее время измерить ни в одной лаборатории в Украине, например, моноксид углерода, гексафторид серы, гидрафторуглероды и тому подобное. Это свидетельствует как о недоработанности проекта, так и о том, что бизнес могут ждать необоснованные штрафы.

В такой редакции проект закона имеет много несовершенств, содержит коррупционные риски для бизнеса и на самом деле не обеспечивает право граждан на достоверную информацию о выбросах, сбросах. Бизнесу нужно повлиять на то, чтобы законопроект был доработан, чтобы предотвратить необоснованные запросы и штрафы.

О том, каким образом бизнес может приобщиться к созданию актов законодательства и высказать свое мнение по актуальным проектов регуляторных актов, мы описали в первом, втором, третьем, четвертом и пятом выпусках нашего еженедельного обзора.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X