Одно из главных решений в борьбе с пандемией. Есть ли у телемедицины будущее в Украине?

10 февраля 2021, 16:40

Из-за пандемии коронавируса телемедицина менее чем за год стала одним из самых востребованных направлений для IT-специалистов, работающих в секторе медицины в мире. Что дальше?

Более того, ВОЗ упоминает телемедицину среди основных сервисов в рекомендациях «Усиление реагирования систем здравоохранения на COVID-19». Многие страны в связи с этим приняли экстренные меры по ослаблению законодательства, регулирующего эту отрасль, и оперативно включили онлайн-консультации пациентов в страховые программы.

Видео дня

Огромный скачок в развитии телемедицины произошел и у нас в Украине. Так, если раньше телемедицинские проекты реализовывались точечно, в отдельных клиниках или в качестве пилотов в отдельных областях, то в этом году буквально за месяц в регионах развернули профессиональные телемедицинские сети, которые охватили медучреждения даже в самых отдаленных населенных пунктах.

Яркий тому пример — Запорожская область. Здесь, при содействии областной власти, телемедицинскую сеть создали всего за 39 дней. Более того, на базе Запорожской областной клинической больницы открыли профессиональный телемедицинский центр, координирующий предоставление всех телемедицинских консультаций в области. Таким образом Запорожская область стала второй в Украине, после Одесской, где создали полную вертикально интегрированную систему телемедицинских консультаций.

За считанные месяцы в этом году были созданы телемедицинские сети также в Житомирской, Херсонской и Винницкой областях. В итоге, только телемедицинская сеть Medinet объединила на конец 2020 года 431 медучреждение и более 4500 врачей в шести областях Украины.

То есть, те вещи в медицине, которые раньше можно было сделать не спеша и спокойно, сейчас, в период кризиса, делаются в героическом режиме и при активном участии местных властей.

Почему же так остро возник запрос на услуги телемедицины в период пандемии? Попробую выделить основные причины.

Во-первых, главный плюс направлении телемедицины — это дистанционное обслуживание. В условиях коронавируса важно свести личные коммуникации врача с пациентом и даже врача с врачом до минимума. Ведь, как утверждает ВОЗ, до 50% зараженных коронавирусом не испытывают симптомов заболевания, будучи при этом носителями. Они могут прийти в клинику с другой проблемой и принести вирус с собой.

В связи с этим в Украине особую популярность приобрели мобильные приложения, а также другие телемедицинские сервисы, которые позволяют врачам первичного звена (семейным врачам, терапевтам и педиатрам) предоставлять телемедицинские консультации непосредственно пациентам.

В качестве примера приведу кейс одного из мобильных приложений. Весной из-за резкого увеличения спроса на онлайн-консультации врачей, приложение зафиксировал пик обращений за сутки — 1 500. Чтобы вы понимали, это количество больных примерно на несколько десятков больниц. Чтобы обслуживать такое количество пациентов компания вынуждена была расширить штат врачей с 30 до 75.

В целом, если верить предварительным прогнозам VEB Ventures, мировая посещаемость телемедицинских сервисов для пациентов по итогам 2020 году может вырасти в 5,5 раза — с 36 млн визитов к началу 2020 года до 200 млн визитов к началу 2021.

Второй, не менее важный плюс телемедицинских консультаций — это скорость их предоставления. Этот нюанс очень важен в консультациях между врачами. Ведь, когда речь идет про срочные консультации, счет может идти не на часы, а на минуты.

Напомню, предоставление телемедицинских консультаций в формате врач-врач сегодня доступно на трех уровнях.

  • На первом врачи первичного звена в небольших населенных пунктах в любой момент могут получить экспертную поддержку центральных районных больниц, так как в них работает больше узкопрофильных специалистов.
  • На втором уровне эти врачи могут консультироваться с областными медицинскими учреждениями.
  • На третьем уровне специалисты районных больниц консультируются с врачами областных медучреждений по поводу сложных случаев. Это, например, ДТП, когда пациента уже стабилизировали, но возникает вопрос, что с ним делать дальше, и можно ли вообще что-нибудь с ним делать, стоит ли куда-нибудь его везти, и можно ли в принципе.

В-третьих, в рамках мер, направленных на борьбу с коронавирусом, был разработан функционал для сбора отдельной статистики по пандемии. Он позволяет фиксировать, собирать статистику и делать аналитику, связанную с консультациями по заболеваемости COVID-19. Это важно для формирования общей картины течения пандемии и разработки дальнейших противоэпидемических мероприятий в Украине.

Учитывая столь очевидные плюсы телемедицины, я более чем уверен, что привычка к дистанционному взаимодействию врача с врачом или пациента с врачом не исчезнет и после пандемии.

Телемедицина становится неотъемлемой частью современной жизни, потому что это удобно и быстро. Вообще, эксперты уже сравнили современную медицину с такси, где основными ценностями становятся экономия времени, диджитализация, высокий уровень комфорта и удовлетворенность клиента при получении услуг. Пациенты все большее значение придают онлайн-взаимодействию с клиникой (онлайн-запись, доступ к медицинской карте, телемедицина, личный кабинет и мобильное приложение).

В свою очередь для врачей важно, что заключение, полученное с помощью телемедицинской консультации — это официальный документ, который можно «подшить» к истории болезни пациента. А не просто консультация коллеги, полученная неформальным способом, которая снимает с него всякую ответственность.

Поэтому я уверен, что вскоре телемедицина займет свою отдельную нишу в сфере медицинского обслуживания и сформируется как отдельная услуга. Что касается темпов ее развития, то они значительно ускорятся, как только к экосистеме присоединятся крупные игроки медицинского рынка, в том числе частные клиники, а также страховые компании, как это происходит в других странах.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X