Что заставляет киевлян грустить

26 июля 2020, 16:00

World Happiness Report — ежегодный рейтинг ООН о благополучии и счастье как новой экономпарадигме. Первые строчки в нем занимают города Скандинавии и Океании. Киев в 2020 занял 142 место из 186.

Можно сказать, что украинская столица несчастна настолько — насколько не развита. Вот пять пунктов, которые огорчают меня как жителя, больше всего и которые я очень хочу изменить.

Видео дня

Транспорт. Вчера решил не ехать на такси, а прогуляться с Подола на Печерск. И знаете — это не очень комфортно, при том, что вроде бы маршрут пролегал через центральные и довольно живописные столичные районы. Машины летают как сумасшедшие, узкие тротуары, светофоры, подземные переходы. Мне было бы намного комфортнее воспользоваться каким-нибудь большим электрическим транспортом — трамваем, троллейбусом или электрическим автобусом. Я уже не говорю про монорельс или подвесные системы. Город давно и остро нуждается в качественном общественном транспорте.

Сюда же я добавлю велоинфраструктуру. Да, что-то пытаются делать, но получается медленно и тяжело. Сами дороги и тротуары у нас так запроектированы, что очень тяжело дополнять их велоинфраструктурой. Я знаю, что для ребят, которые занимаются этим вопросом, это очень сложная задача, но они над ней корпят, и, надеюсь, выполнят все задуманное и даже больше. И тогда можно будет, как в цивилизованном мире, добираться на работу на велосипеде. Я точно с удовольствием буду ездить, а пока это достаточно опасное занятие и сомнительное удовольствие.

Доступ к воде, точнее его отсутствие. Аж до скрежета в зубах больно! Время от времени в Киеве возникают скандалы вокруг того, что кто-то своим зданием подбирается очень близко к воде или вовсе огораживается забором. Почему так происходит? Потому что ЖК или общественному центру запрещено подбираться к воде. Но если во всем мире нормы говорят: идите ближе к воде, то у нас все с точностью до наоборот. Даже градостроители старшего поколения говорят, что охранные зоны воды — это устаревшая нормы и ее нужно убирать. Нужно дать возможность зданиям даже входить в воду — вплоть до того, чтобы можно было парковать личные плавсредства, как это делают в городах с развитой водной инфраструктурой. При этом конечно, не создавая препятствий для людей.

Вдоль набережной должны гулять люди, а не ездить машины. Кроме того, нам нужно вернуть водные трамвайчики. К примеру, в Будапеште, очень круто используют Дунай для коммуникации между берегами — это очень комфортно. Но нам так нельзя: у нас есть охранные зоны на 50 или 100 метров в зависимости от типа воды — и все, там может быть только газон или дорога. Но в таком случае эта территория так и останется безжизненной — даже если поставить лавочки. Более того, тогда она обрастет еще и мусором. Поэтому очень хочется, чтобы киевлянам наконец-то открыли доступ к воде — да, не городить заборы, но дать возможность максимально приблизить жилье и общественные центры к воде. Конечно же, возникают вопросы с экологией, но есть уже устоявшаяся мировая практика, как их решать — просто открываешь книжку, читаешь и повторяешь.

Безопасность. За последние 20 лет Киев, конечно, стал намного более безопасным городом, чем был в девяностых. Но к сожалению, сейчас, в силу карантинных ограничений, снова возвращается мелкое хулиганское безобразие, да и в целом нет ощущения супер-безопасности. В Киеве есть некие целевые программы — ставят какие-то камеры, датчики — но все это немного не то и немного не туда. Возможно, в силу отсутствия финансирования. Но очень хочется безопасно передвигаться по городу и особенно это касается детей.

Сейчас главный приоритет в хорошем ЖК — это закрытый двор с десятками камер, в котором будет безопасно детишкам. Если весь мир наоборот открывает заборы и говорит: ходите гуляйте, как хотите, мы закупориваемся, потому что небезопасно. Если я в своем детстве мог уходить чуть ли не на весь день и появлялся только вечером, и никто особо не переживал, то сегодня никто не выпускает своего ребенка одного даже во двор.

Вопрос исторической застройки. В столице зарегистрировано почти 3 тыс. памятников, которые имеют историческую и культурную ценность. При этом большая часть из них в ужаснейшем состоянии. Почему? Потому что у нас есть конфликт интересов между городом, громадой и собственником. И это все накрыто колпаком очень жесткого закона Про охрану культурного наследия.

В мире уже знают, как можно оживлять историческую застройку — не делать капремонт со всеми рюшечками и архаичной планировкой, а восстанавливать с добавлением правильной функции и созданием безопасной и инклюзивной среды, поскольку старая застройка часто не соответствует современным нормативам. Поэтому эти здания нужно трансформировать, но делать это цивилизованно, не вызывая негативную реакцию у общественности — садиться и договариваться, что можно, а что нельзя.

Инновационность. Это больше философский вопрос, но очень досадно, что Киев не инновационный город. Для меня Киев — это застывший в шпагате между 1900 и 2000 годами город: немного царской застройки, куча советской и новая застройка. Это город «в раздумьях», который не понимает, куда он двигается. Я за инновационный город, за грамотную высотную застройку, за хайтек везде, где только можно, за умные улицы, за полную автоматизацию и роботизацию. Я хочу, чтобы Киев стал инновационным центром, в котором развивается наука и технологии. У нас есть точечные проекты, которые над этим работают, но очень хочется, чтобы весь город был таким.

Меня очень вдохновляет Сингапур — он безопасный, инновационный, технологичный, с доступом к воде. И это на самом деле не так сложно сделать — Сингапур за 30 лет превратился в тот город, которым он сейчас является. Наверное, когда мы дорастем до уровня Сингапура, там уже будет Скай-Лифт на космическую станцию.

Все перечисленные пункты очень просто изменить — просто нужно разработать стратегию, собрать волю в кулак и начать действовать.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X