Какие новые ниши создают технологии благодаря пандемии

9 сентября 2020, 17:00
Цей матеріал також доступний українською

Туризм, ивенты, транспорт, производство — от COVID-19 и экономического кризиса пострадало больше отраслей, чем получило выгоду. Но нестабильность стимулирует ниши, о которых раньше мы не говорили.

Бизнес стремится минимизировать контакты людей

Пандемия и карантин лишили нас личного общения и заставили сидеть дома. Как следствие, в нашу жизнь стремительно и на постоянной основе вошли онлайн-видеоконференций, сервисы по доставке чего угодно и всевозможные интернет-развлечения.

Видео дня

И здесь хочется выделить одну конкретную нишу — доставка продуктов из супермаркетов. Она существует уже относительно давно — один из мировых лидеров индустрии, компания Instacart, начал работу в 2012 году — но именно пандемия вывела ее на новый уровень. Судите сами: в июне 2020 года ниша доставки продуктов в США обновила рекорд по продажам — $7,2 млрд. Для сравнения, в марте, когда карантин только начался, показатель составлял $4 млрд, а августе 2019 года — всего $1,2 млрд.

У такого роста есть две причины. Во-первых, в нише возросла конкуренция. Если раньше заказывать доставку из супермаркета было не очень выгодно, то сейчас, когда количество игроков в отрасли увеличилось, предложения стали более демократичными.

Во-вторых, стоит, конечно, выделить больших игроков. В США, например, получить продукты теперь можно и с помощью Uber, а Walmart добавил экспресс-доставку.

Тренд дошел и до Украины: все большие продуктовые ритейлеры в том или ином формате стали доставлять товары. Все это делает нишу более привлекательной для среднестатистического клиента. И исследования показывают, что спрос на доставку остается высоким и после ослабления карантина.

Другая «горячая» ниша сейчас — почтоматы. Этот рынок существует уже не один год, но пандемия сильно ускорила его развитие. Например, Почта Литвы в первые две недели карантина сообщила, что доставки на почтоматы увеличились на 50−70% в зависимости от региона. Канадский оператор Snaile Inc прогнозировал, что во втором квартале 2020 года количество посылок через его сеть увеличится на треть по сравнению с первым.

На такой рост, в первую очередь, повлияла популярность электронной коммерции, которая стала чуть ли не единственным способом торговли во время пандемии. По данным Adobe Analytics, онлайн-продажи в июне этого года выросли на 76% по сравнению с аналогичным периодом в 2019-м. Есть все основания предполагать, что распространение e-commerce продолжится и в пост-коронавирусную эпоху — привычки уже сложились, а угроза пандемии, увы, в ближайшее время не уйдет. Соответственно, рост сопутствующих сервисов также неизбежен — и почтоматы в этом плане находятся на ведущих ролях.

Наши дома трансформируются

Пандемия — это время, когда люди еще сильнее задумались о месте, где живут. Теперь перед домами стоят новые задачи: обеспечить комфортные условия для работы и нахождения на одном месте почти 24/7, а также — предоставить новые способы отдыха и развлечения.

Главный тренд здесь — еще больше «умных» устройств и решений. По оценкам Strategy Analytics, траты потребителей на smart home устройства снизятся с $52 млрд в 2019 году до $44 млрд в 2020-м из-за экономического кризиса. Но уже в 2021-м восстановятся — до $62 млрд.

Спросом будут пользоваться относительно простые устройства вроде термостатов, камер, видеодомофонов и ламп. Здесь в первую очередь важна удобная установка, чтобы не приглашать сторонних специалистов — не забываем о минимизации контактов.

Отдельно стоит упомянуть об «умных» колонках с голосовым управлением. С каждым годом их продажи растут, но на пандемию, кажется, пришелся их расцвет. По данным NPR, с начала карантина треть владельцев этих девайсов в США сообщили о том, что стали больше слушать новостей и музыки. И несмотря на экономический кризис, распространение «умных» колонок продолжится: около 70% людей отметили, что планируют купить еще один девайс для ребенка. В Китае, по оценкам консалтинговой фирмы All View Cloud, количество «умных» колонок по итогам 2020 года увеличится на 15% по сравнению с предыдущим.

Тренд из квартир уже переносится на целые многоквартирные дома. Наши наблюдения показывают, что людям необходимо удаленное управление и здесь. Уверен, что в дальнейшем будущем вызов ремонтных бригад, услуги консьержа и подобные вещи будут выполняться со смартфона.

Медицина переходит в онлайн

Говоря о новых нишах, которые возникают во время пандемии, нельзя, конечно, не упомянуть о здравоохранении. Здесь начался взрывной рост телемедицины — медицинских онлайн-консультаций. И да, это в общем-то логичный тренд, но темпы в любом случае впечатляют: по состоянию на май почти половина американцев консультировались с врачом онлайн. Для сравнения, в 2019 году показатель составлял лишь 11%. Если говорить о деньгах, то еще до COVID-19 доходы компаний рынка телемедицины оценивались в $3 млрд, сейчас McKinsey говорит о перспективах дорасти до невероятных $250 млрд.

Возможно, пандемия сделает из телемедицины крепкую альтернативу традиционной. И шансы высоки, потому что подход удобен не только отсутствием прямого взаимодействия с людьми. К примеру, в Орегонском университете здоровья и науки (Oregon Health & Science University) выяснили, что половина его «онлайн-клиентов» сэкономила почти $5 млн за год на дороге. Кроме этого, телемедицина более доступна пациентам в сельской местности и людям с ограниченными возможностями. Все это указывает на то, что онлайн-здравоохранение не исчезнет в пост-коронавирусное время.

Телемедицина открывает новые способы для мониторинга своего здоровья. Если мы общаемся с врачом по сети, то почему не можем таким же образом отправить ему свои показатели? И здесь на первый план выходят всевозможные носимые устройства. Уже сейчас есть девайсы, которые 24/7 отслеживают пульс, температуру тела, дыхание и даже делают ЭКГ. Все это в реальном времени отправляется на «облако», где доступно самому пациенту и его лечащему врачу. Уверен, это та ниша, где мы еще очень далеки до потолка развития.

До потолка мы еще очень далеки еще и в том плане, что новых ниш появится еще больше — ведь, по сути, это результат любого кризиса. Но в этот раз у нас есть одна важная переменная — технологии — которая сыграет ключевую роль в новой трансформации мира.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Картина деловой недели

Еженедельная рассылка главных новостей бизнеса и финансов

Рассылка отправляется по субботам

Показать ещё новости
Радіо НВ
X