Опасаться ли ликвидированной налоговой милиции

0 комментировать
На фоне изменений в Налоговый кодекс, которые в очередной раз перечеркнули все надежды на полноценную реформу, новость о ликвидации налоговой милиции была воспринята бизнесом с большой радостью

Утрата полномочий силового блока Государственной фискальной службы стала результатом банальной оплошности депутатов, которые принимали поправки в НКУ в спешке. Вместо продления права налоговой милиции на деятельность до момента создания финполиции, Верховная Рада одним росчерком пера отправила многотысячный штат налоговых милиционеров в отставку.

И, казалось бы, в данной ситуации не может быть иного мнения, поскольку раздел XVIII-2, регламентирующий деятельность налоговой милиции, из НКУ исключен. А статья 19 Конституции Украины говорит о том, что органы государственной власти и их должностные лица должны действовать исключительно в пределах и в соответствии с законами Украины. Соответственно, если законодательный фундамент, которым руководствуется налоговая милиция, разрушен, то и основания для ее работы больше не существует. Поэтому бизнес может вздохнуть спокойно.

Но, как оказалось, руководство Государственной фискальной службы считает иначе. Спустя несколько дней после того, как «техническая ошибка» депутатов спровоцировала нешуточный резонанс, заместитель ГФС и по совместительству глава налоговой милиции Сергей Билан сделал заявление. По его словам, налоговики не допустят разгула теневого бизнеса, и силовое подразделение фискальной службы продолжит свою работу. При этом Билан ссылается на некое письмо парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики от №04-27/10-1226, подписанное его главой Ниной Южаниной. В нем сказано, что налоговая милиция по-прежнему является легитимной, и утратит свои полномочия только после принятия закона о финансовой полиции.

Только вот данная позиция не выглядит достаточно аргументированной. Во-первых, никакие письма, разъяснения и прочие трактовки законодательных и нормативных актов не имеют юридической силы. Особенно если их смысл выворачивается таким образом, чтобы исказить суть самого нормативно-правового акта. Во-вторых, другие члены профильного комитета (в частности, его первый заместитель Андрей Журжий) говорят о том, что заседание по данному вопросу не проводилось. Соответственно, позиция, изложенная в упомянутом письме, является исключительно точкой зрения Нины Южаниной, а не комитета.

В итоге, ситуация складывается таким образом, что не только ГФС, но и профильный комитет по налоговой политике в лице его руководителя стремятся под любым предлогом продлить жизнь налоговой милиции.

Стоит ли в этом искать тайный смысл? Вряд ли. Ведь банальное нежелание фискалов терять эффективный рычаг давления на бизнес прослеживается еще с того самого момента, как дискуссия по поводу целесообразности существования налоговой милиции только лишь началась. А длится она уже больше года.

Причем, в данном контексте корректно употреблять именно словосочетание «давление на бизнес», а не «борьба с уклонением от уплаты налогов», которой по факту должны и заниматься сотрудники налоговой милиции. Но статистика, характеризующая деятельность этой структуры, говорит об обратном. Львиная доля открытых налоговой милицией уголовных производств закрывается по причине отсутствия состава преступления, а из тысяч возбужденных дел обвинительные акты вынесены лишь по нескольким сотням.  И это не эфемерные данные, а цифры, которые обнародует непосредственно ГФС.

С другой стороны, еще неизвестно, что хуже для бизнеса. Наличие пусть и «плохой», но существующей в правовом поле налоговой милиции, действия которой можно хоть как-то оспорить. Либо присутствие в стенах ГФС призрачной структуры, не имеющей никаких законных полномочий, но действующей в привычном для нее стиле выбивания дверей и силового выжимания из налогоплательщиков нужных показаний и показателей наполнения бюджета. Более того, совершенно непонятно, какой будет судебная практика в таком случае. Ведь иск, поданный на действия служебных лиц органа, который де-юре не существует, вряд ли имеет какие-либо перспективы с точки зрения защиты прав бизнеса, пострадавшего от действий экс-налоговых милиционеров.

Видимо, эти последствия предвидят и в Министерстве финансов. Его глава Александр Данилюк пообещал: для того, чтобы избежать правового «вакуума», закон о финансовой полиции Верховная Рада примет в кратчайшие сроки. При этом законопроект уже находится на рассмотрении в Кабинете министров.

В Минфине уверяют, что деятельность полицейских будет полностью декриминализована, штат сотрудников не превысит 2500 человек, а охота за нарушителями налогового и финансового законодательства будет вестись с помощью аналитических инструментов, а не путем выкручивания рук бизнесу.

Впрочем, это лишь общие черты. А дьявол, как известно, кроется в деталях. Например, согласно тексту законопроекта №4228 о финансовой полиции, который был зарегистрирован в парламенте еще в ноябре 2016 года (и не исключено, что именно он лег в основу того документа, о котором говорит Данилюк), полицейских предложено наделить достаточно широкими правами. Например, они смогут вести оперативно-розыскную деятельность и досудебные расследования, и привлекать для этой цели коллег из правоохранительных органов. Плюс ко всему, финполиция будет владеть огромным массивом информации о налогоплательщиках, полученной из баз данных, которыми продолжает управлять фискальная служба. Соответственно, при таких вводных бизнес явно не сможет быть полностью уверенным в том, что никаких злоупотреблений и перекосов при наличии столь широкого инструментария, со стороны финансовой полиции не последует.

Также не стоит забывать, что изначально на ликвидацию налоговой милиции и формирование финполиции отводился почти весь 2017 год. Теперь же, когда реструктуризация будет проходить в спешке, существуют вполне очевидные риски набора в ряды полицейских малоопытных и некомпетентных специалистов, что ничем не лучше, чем «нагибающие» бизнес налоговые милиционеры.

Конечно, очень хочется верить, что хотя бы эта реформа пройдет для налогоплательщиков без печальных последствий. Но, памятуя опыт предыдущих лет, то, с какими потугами законодатели вводили электронное администрирование НДС или безуспешно пытались очистить от коррупции таможню, появление финполиции, скорее всего, будет сопровождаться массовыми жалобами и протестами бизнеса. И лишь со временем ее деятельность удастся привести в законное русло. 

Журнал Новое Время №38

— Российское ГРУ становится монстром с мега-бюджетом;
— Звездный финансист отрицает новый глобальный кризис;
— Поднятые со дна корабли раскрывают тайны истории.

Читать журнал онлайн
Ukraine-2020

Читайте срочные новости и самые интересные истории в Viber и Telegram Нового Времени.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев
Если Вы хотите вести свой блог на сайте Новое время Бизнес, напишите, пожалуйста, письмо по адресу: kolonka@nv.ua

Эксперты ТОП-10

Читайте на НВ style

Последние новости

опрос

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: