Стратегия развития Укрзализныци. Путь в никуда?

23 июля 2019, 18:10

Укрзализныця обнародовала стратегию развития до 2023 года. Что с ней не так

Укрзализныця не имеет перспектив развития. Дело в том, что Стратегия развития Укразализныци на 2019−2023 гг. Была разработана на базе Национальной транспортной стратегии Украины 2030. Это указано на первых страницах документа.

Видео дня

Это потому, что и сама Национальная транспортная стратегия не выдерживает никакой критики. Финансирование ее разработки происходило за счет средств европейских грантов, а, как известно, гранты очень часто «распиливаются» организациями, которые в народе называют «грантоедами». Первая попытка разработать национально значимый документ была провальная. Деньги, по сути, были потрачены зря, а по факту «украдено», поэтому была вторая попытка разработать транспортную стратегию. В итоге мы получили документ, который не имеет под собой никакого прогноза и видения будущего транспорта Украины. Будут ли пользоваться предприятия речным транспортом? Будет ли население передвигаться на пригородных рейсовых автобусах или использовать тот же bla-bla-car? Однако, стоит отметить, что проблема стратегического видения в нашей стране еще масштабнее.

Для написания стратегии любого региона, отрасли, предприятия и т. д. необходимо иметь общенациональную стратегию, национальное видение и с этого выстраивать миссию, цели и задачи государства. И все стратегии должны быть синхронизированы по направлениям, срокам и пересекаться в важнейших, принципиальных вопросах, в том числе законодательных и бюджетных. Сейчас у нас нет даже экономической стратегии развития на 2019−2023. От которой, по сути, зависят все стратегические действия в области. Что именно мы будем производить в 2030 году, что импортировать, а экспортировать, сколько нас будет жить в стране, сколько в среднем зарабатывать, сколько тратить и куда мы будем ездить «пить кофе». Это простые вопросы, но ответы на них требуют детальной проработки, которого не было. Мы можем фантазировать о гиперлупах и монорельсах, но нужно детально изучать вопросы и считать, считать и еще раз считать.

Все постоянно говорят о коррупции. Это стало нашей навязчивой идеей. А коррупция на транспорте уже настолько укоренилась, что кажется естественным, кажется, что это часть бизнес-модели государства.

В свое время, в 2015 году, Андрей Пивоварский (министр инфраструктуры Украины со 2 декабря 2014 года по 14 апреля 2016 года) распорядился создать в УЗ Compliance office (подразделение внутреннего контроля за корректным ведением бизнеса). Мы планировали пригласить к этой работе немецкого специалиста, считая что экспат с богатым опытом способен помочь трансформировать УЗ. После этого еще несколько раз были озвучены идеи о создании такого офиса и не только в УЗ. К сожалению, это так и осталось нереализованным после 2015 года.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Разработчики «новой» стратегии УЗ — это все лица старой системы, которым удобно в их «теплых должностных ваннах» и невыгодно создавать подобные структуры дополнительного, но такого необходимого контроля.

Идея корпоратизации УЗ тоже не нова. Впервые появилась еще в нулевых или даже раньше. И одним из ключевых условий был раздел предприятия по функциональным признакам.

Давайте посмотрим, что планируют перевозить в 2023 году: снова железная руда, опять зерно. То есть наша страна и в дальнейшем будет оставаться ресурсным придатком и не хочет развивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью

Возвращаясь к главным направлениям стратегии УЗ, давайте посмотрим, что планируют перевозить в 2023 году: снова железная руда, опять зерно. То есть, согласно этому документу, наша страна и в дальнейшем будет оставаться ресурсным придатком и не хочет развивать производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Разве трудно было разработчикам всех этих стратегий спросить себя: в какой стране я хочу жить? Я такой вопрос задаю себе и однозначно отвечаю, что я хочу, чтобы мы не руду экспортировали, а оборудование, мощные двигатели, промышленные агрегаты, не зерно, а качественные продукты питания, за которыми будет стоять очередь из иностранцев.

На то, что мы везем, влияет система тарифообразования, которая в этой стратегии УЗ даже не изменена, не модифицирована. Мы же понимаем, что посредством изменения тарифной системе можно повлиять на экономику товаропроизводителей.

Это еще не детальный анализ документа, но уже можно сделать следующие выводы:

1. Эта Стратегия базируется на недееспособной национальной транспортной стратегии.

2. Представленные цифры — это продолжение движения той же траектории, которой следует сегодня УЗ. Это путь в никуда.

Полгода назад, 16 января, мы в Институте делали отчет «Есть ли будущее у Укрзализныци». Я тогда отметил: «Если у нас ничего не меняется — мы уничтожаем УЗ. Нынешняя политика хозяйствования в УЗ ведет к разрушению инфраструктуры, а продолжение этой политики, которое мы видим в стратегии, приведет к тому, что останется только три главных пути, ведущие на транзит и на порты, а все остальное превратится в металлоло ».

Это стратегия по уничтожению УЗ. Поэтому, перед тем, как разрабатывать новую стратегию, необходимо обновить кадровый состав УЗ и МИУ. И те изменения, которые сейчас начались на самом верху государственной вертикали, надеюсь, коснутся всех ступеней управления. Также, надеюсь, что новые прогрессивные лица в руководстве государства начнут разработку общенациональной и экономической стратегии Украины.

Специально для НВ Бизнес
Больше мнений — в разделе Эксперты НВ Бизнес

Показать ещё новости
Радіо NV
X