Как спасти украинскую промышленность
Пора прекратить стесняться слова «протекционизм»
Жизнь удивительным образом меняет людей. [в конце 2019 года — НВ Бизнес] Министр экономики Тимофей Милованов сделал признание. На заседании парламентского комитета по вопросам экономического развития он заявил, что приходил на свою нынешнюю должность убежденным либертарианцем, а сейчас понял, что государство может и должно поддерживать приоритетные отрасли экономики, в том числе при госзакупках отдавая приоритет отечественным производителям. Это было сказано с оговорками и в определенном контексте, но тем не менее. К сожалению, этот «каминаут» состоялся после падения промышленного производства в Украине на 5% в октябре 2019 к октябрю 2018.
Падение по итогам года ожидается минус 0,6%. Это тревожный сигнал.
Что такое 5% промышленного падения в месяц? Это потеря около 10 млрд грн. В годовом выражении это выльется в минус 125 миллиардов гривен доходов предприятий. Если тренд продолжится, 2,4 миллиона украинцев, занятых в промышленности, окажутся перед угрозой падения заработных плат и сокращения рабочих мест.
Если слова об изменении взглядов министра Милованова — не просто реверанс перед депутатами с целью избежать неприятных вопросов, самое время для срочных мер.
На мой взгляд, пора прекратить стесняться слова «протекционизм». На волне дискуссий о надвигающемся глобальном экономическом кризисе в мире, практически все страны мира предпринимают шаги по защите внутреннего рынка и стимулированию промышленности.
Яркий пример — США, где объемы промышленного производства не падают, а растут. При чем растут благодаря откровенно протекционистским мерам по вытеснению импорта с внутреннего рынка. Все крупные торговые партнеры Украины — Евросоюз, страны СНГ и Таможенного союза, Турция, Китай, Индия используют весь доступный арсенал торговых барьеров и стимулов для развития своего внутреннего производителя. И только Украина радуется росту импорта и стыдится даже разговора о стимулах для собственной промышленности. И дело не в выборе между экономическими идеологиями. Дело в понимании и защите интересов Украины.
На мой взгляд, правительство может достаточно оперативно сформировать пакет стимулов для промышленности, в частности:
— перенять практику Евросоюза в вопросах введения защитных мер, которые страны ЕС уже внедрили для ограничения импорта на свой рынок. Это был бы прекрасный пример евроинтеграции в интересах Украины.
— ввести обязательное требование по локализации производства продукции машиностроения при масштабных государственных закупках импортной техники. Закупка иностранных вертолетов, катеров, локомотивов и целых пассажирских жд-составов без конкурса и без требований по локализации — это нонсенс для любой страны мира.
— начать разработку национальных программ развития приоритетных отраслей. Например, программа «Украинский вагон» не только ликвидировала бы дефицит подвижного состава, но и дала работу десяткам промышленных предприятий. Вагон — на 100% украинское изделие, от руды и металла до комплектующих и краски.

— сделать понятными и доступными для промышленных производителей тарифы государственных и частных монополий — электроэнергия, транспортировка газа, жд тарифы, портовые сборы и др.
— доступ к кредитам. Размер кредитной ставки в Украине не способствует инвестициям в реальный сектор.
— перейти от слов к делу по разблокированию работы Экспортно-кредитного агентства. Украинские экспортеры сложной высокотехнологичной продукции должны иметь такие же условия экспортного финансирования, как и иностранные производители. И вернуть здравый смысл в работу Укрэксимбанка. Он должен наконец перейти от финансирования импорта товаров в Украину к финансированию экспорта товаров из Украины.
— перенять опыт европейских стран и Турции по созданию индустриальных парков.
— разработать пакет секторальных мер, направленных на поддержку конкретных отраслей промышленности.
Спасти украинскую промышленность ещё не поздно. Ведь пока что это все ещё 27,5% ВВП страны. Разрабатывать и внедрять антикризисные меры лучше до того, как кризис наступит.