Может ли Украина остаться без собственной молочной продукции?

4 февраля 2022, 21:26

В Украине кризис молочной отрасли, и об этом не просто говорят эксперты, об этом заявляют участники рынка и потребители.

Недавно, в ходе встречи с представителями Минагрополитики, в очередной раз пытаясь привлечь внимание государства к проблемам отрасли, переработчики дали понять, что из-за отсутствия поддержки молокопереработка уже мертва. Следующие — производители молока.

Видео дня

Мы больше не производим необходимого количества продукции, отрасль стремительно сокращается, и если темпы сохранятся, то через два года она фактически исчезнет. Мы будем вынуждены перейти на полный импорт готовой продукции или сырья. И первое, что от этого пострадает, — это продовольственная безопасность страны. Не будем далеко ходить, вспомним перебои с поставками импортных товаров из-за карантина. Еще недавно мы даже представить не могли, что такое может произойти, но год назад столкнулись с полностью закрытыми границами и отсутствием транспортного сообщения. В таких условиях, не имея собственного производства и сырья, страна могла бы оказаться в довольно непростой ситуации.

Несмотря на постоянные попытки привлечь внимание власти к этой проблеме, на то, что молочники предлагают свои варианты выхода из кризиса, пишут антикризисные программы и первоочередные шаги, ситуация не меняется. Статистика деятельности молочной отрасли за 1 полугодие 2021 года подтверждает прогнозы аналитиков: кризис усугубляется, продолжает сокращаться поголовье, уменьшаются объемы производства молока и его закупки перерабатывающими предприятиями. По сравнению с тем же периодом прошлого года в переработку поступило на 12% меньше молока. При этом у индустриальных производителей молока куплено на 5% меньше, а население сократило продажи заводам на 26%.

Еще в 1995 году Украина занимала 6-е место в мире по объемам производства молока. Больше производилось только в США, России, Германии, Индии и Франции. Если в 1990 году поголовье коров составляло 8,5 млн голов, которые давали 18,5 млн тонн молока, то в 2020 году мы имели 1,7 млн коров и только 3,5 млн тонн молока. Экспорт тоже уменьшается из года в год, только с 2019 года продажи молочной продукции за границу снизились на 20%. Зато импорт растет безумными темпами. Так, с 2018 года импорт молочных продуктов вырос на 278%.

Итак, Украина теряет отрасль, а вместе с ней и недополученные доходы, рабочие места, самозанятость сельского населения, развитие сельской местности, продовольственную безопасность, а еще — качественное питание. Ведь еще одна проблема рынка в отсутствии достаточного количества сырья — фальсификат.

Весь рынок молочной продукции имеет до 20% фальсификата. Прежде всего это продукты с высоким содержанием жира — масло, сметана. Уровень фальсификации по маслу составляет до 30−40%. Вторая категория наиболее фальсифицируемых продуктов — это сыр кисломолочный. Сейчас на базарах в маленьких продовольственных магазинах 95% этого продукта фальсификатом. Из этого продукта делают сырники, вареники с творогом. В целом же 80% всей молочной продукции Украины соответствует своему названию, а 20% — подделка.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Какими же должны быть первоочередные действия? Что же делать, чтобы спасти рынок украинского молока и оградить от иностранной экспансии?

Во-первых, срочно необходима национальная программа развития отрасли. И пока государство рассуждает, представители бизнеса уже предложили концепцию Национальной программы развития молочной отрасли до 2030 года. Принятие программы даст толчок экономическому развитию, инвестициям в отрасль и поможет в создании новых рабочих мест. Будет увеличено количество производства молока, возрастет численность занятых в отрасли, а на одно рабочее место в животноводстве создается 9 смежных рабочих мест.

Во-вторых, нужны дотации в отрасль. Украинцам сложно конкурировать с производителями молока в ЕС, потому что наши производители получают в разы меньше господдержки. По словам советника Международной юридической фирмы Integrities Сергея Лахно, в Евросоюзе 58 млрд евро отдается на господдержку АПК. Это примерно треть от общего бюджета Евросоюза, который составляет 160 млрд евро. Львиную долю этой поддержки получает Польша — 8−10% (28 млрд евро). При этом из этих 58 млрд евро 41,7 млрд евро идет на прямую поддержку агросектора, а остальные — на все остальные программы. Это при том, что Украина когда-то рассматривала западного соседа как первого покупателя продукции. Теперь Польша «залила» молоком весь Евросоюз.

В-третьих, необходимо навести порядок в сфере импорта-экспорта. Нам Европа на 500 млн европейских потребителей дала свои квоты, а мы идем навстречу Европе и на 38 млн потребителей даем такие же квоты. Фактически у нас с Европой образовался гандикап в 12 раз. Поэтому мы должны занимать четкую позицию и настаивать на введении зеркальных квот, а все сверх нормы должно облагаться налогом в привычном режиме с соответствующим таможенным взысканием. И эти средства, которые поступят от таможенного взыскания, должны аккумулироваться в Фонде поддержки молочной отрасли. Также с первого января 2016 года ни одного килограмма молочной продукции нет в Беларуси из Украины. Вместе с тем за это время было открыто 14 белорусских предприятий, которым было разрешено экспортировать продукцию к нам. Должна быть четкая позиция государства и правительства: пока Беларусь не откажется от поддержки российского эмбарго, ее продукции у нас не должно быть.

И, в-четвертых, необходимо усилить контроль качества молочной продукции, ведь эти 20% фальсификата оказывают значительное влияние на репутацию всей производимой в Украине молочной продукции. Сейчас у нас подделка продуктов питания фактически безнаказанна. Да, у нас действует закон защиты потребителей, что то, что написано на этикетке, должно соответствовать тому, что в составе. Но за фальсификации продукции в законодательстве почти нет ответственности, а та административная ответственность, которая может применяться, для крупных компаний — это ничто.

Следовательно, кризис молочной отрасли — это большая проблема для потребителей, производителей и государства. Но решения по выходу из кризиса уже тоже существуют. Осталось заставить государство немедленно прибегнуть к антикризисным действиям. Для этого молочникам требуется поддержка общественного сектора и средств массовой информации, всего общества, то есть наша с вами.

Показать ещё новости
Радіо NV
X